Новая педагогика » Нарушение письма у младших школьников » Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента

Страница 9

4) Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово, предложение. (Пример: "улей", "домик", "машина", "луна", "жаба" - после выделения первых слогов получается предложения – "У дома лужа").

5) Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: буз, лод _, ка , ка даш.

6) Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, ле, точ, лас, ка).

7) Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Так же проводилась работа по развитию фонематического анализа и синтеза. В ходе этой работы учитывалась последовательность формирования указанных форм языкового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяется гласный из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2 - 3 гласных анализируются лучше, нем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению.

В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонетического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда слогов (ум, на), потом на материале слова из двух или более слогов.

Первоначальная работа проводилась с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполнял схему фишками. Действие, которое осуществлял ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

Следующим этапом был перевод фонематического анализа в речевой план без опоры на материализацию действия. Слово называлось, определялись первый, второй, третий и так далее звуки, уточнялось их количество.

Далее проводилась работа над фонематическим анализом в умственном плане. Ученики определяли количество и последовательность звуков, не называя слова, и непосредственно на слух не воспринимая его, то есть на основе представлений.

Примерные задания:

1. Придумать слова с тремя, четырьмя, пятью звуками.

2. Подобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализовался через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. При этом широко использовались письменные работы.

Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1)Вставить пропущенные буквы в слова: ви . ка, ди . ан, ут . а, б . нокль.

2)Подобрать слова в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка).

3)Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, кошка, банка, стол, волк и другие.

4)Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

5) Добавить различное количество звуков к одному и тому же слоту, чтобы получилось слово: па - (пар); па - - (парк); на - - - (паром); па - - - - (паруса),

6) Подобрать слово с определённым количеством звуков.

7) Подобрать слово на каждый звук. Слово записывается ив доске, К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слона записываются в определенной последовательности: сначала слова из трех букв, затем из 4,5,6 букв.

р

у

ч

к

а

Рот

Уля

Час

Кот

Аня

Роза

Угол

Чаша

Каша

Аист

Рукав

Улица

Чехол

Корка

Астра

8) Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сыр – сын – сон; в) переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.

9) Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Понятие методов обучения и их классификация
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию педагогами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности ...

Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте
Эстетическому отношению свойственна возрастная постепенность становления, об этом следует помнить при планировании учебных задач, содержание которых должно соответствовать возможностям и средствам ребенка на данном этапе его развития, учитывая физиологические и психические данные ребенка. Уже отмеч ...

Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru