Новая педагогика » Формирование вычислительной культуры учащихся 5-6 классов » Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах

Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах

Страница 7

На этом уроке после этапа актуализации знаний и объяснения решение задачи на нахождение процента от числа (задачи первого типа) учитель выписывает на доске так называемые «красивые проценты», нахождение которых наиболее простое и быстрое: 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 100%

Переводим проценты сначала в десятичную, а затем в обыкновенную дробь.

Учитель. Для того, чтобы найти 5,10,20,25,50 процентов, достаточно (судя по тем обыкновенным дробям, которые этим процентам соответствуют), число разделить на…

Ученик. 20, 10, 5, 4, 2 части

Далее при выполнении классной работы будем решать задачи первого типа (на нахождение процента от числа). Необходимо дать несколько задач, где встречаются «красивые проценты».

Задача.

Миша съел 75% всех конфет. Всего конфет было 56. Сколько конфет осталось?

Учитель, проходя по классу замечает того, кто уже начал решать задачу только что изученным «классическим» способом: число делим на сто, находим 1% и т.д. Ученик идет к доске и оформляет задачу.

Съел? шт. – 75%

Всего 56 шт. – 100%

Ост? шт. – ?%

Учитель. А можно ли эту же задачу решить проще?

Другой ученик. Да, узнаем, что осталось 100–75=25%, а 25% – это «красивый процент», поэтому число всех конфет достаточно поделить на 4.

Учитель. Иди к доске, посмотрим, кто решит задачу быстрее.

1 вариант

1) 56:100 = 0,56 – 1%

2)конфет осталось

2 вариант

1) 56:4=14 конфет осталось

Второй ученик справится быстрей.

Таким образом школьникам при помощи мини – соревнования наглядно показана быстрота, красота и удобство использования рационального способа решения задачи.

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе.

В ходе анализа научно–методической литературы были выделены различные приемы быстрого счета, приведено разделение этих приемов на общие и специальные, а также рассмотрены приемы, описанные различными математиками (С.А. Рачинским, Я. Трахтенбергом).

Помимо приемов устного счета в дипломной работе выделены приемы прикидки и оценки результата вычислений. Нами были обозначены лишь те приемы, которые доступны для понимания и усвоения учащихся 5–6 классов, а также связаны с теоретическим содержанием курса математики 5-6 классов и соответствуют идее, которая прослеживается в учебнике Виленикина Н.Я и др., который был использован при составлении фрагментов уроков.

В 5–6 классе для учеников самым трудным является этап самоконтроля. Выполнение контрольной работы быстрее всех, даже не задумываясь о возможности ошибки, является психологической особенностью школьников этого возраста. А обучение прикидке и оценке результата вычислений помогает ученикам найти неточности, благодаря тому, что они учатся видеть заведомо неверный ответ.

Формируя каждый из компонентов, мы формируем вычислительную культуру ученика в целом.

Эффективное формирование вычислительной культуры учащихся зависит от правильного сочетания форм и методов обучения учащихся, в основе которого лежит и учет психологических особенностей.

На основе анализа существующих методов, форм и средств обучения для формирования вычислительной культуры школьников, а в частности формирования прикидки и оценки результата вычислений, был выделен в качестве основного эвристический метод, и в параграфе четвертом подробно описано сходство этого приема с приемами прикидки.

При осуществлении обучения учащихся в 5–6 классах в соответствии с темой дипломной работы используются общие и специальные приемы устного счета, приемы рассуждений, приемы угадывания при обучении прикидке и оценке результата вычислений, полезны также будут наглядность и соревновательность.

В дипломной работе представлены разработанные автором 7 фрагментов уроков. В каждом фрагменте указан этап применения того или иного приема, обычно он следует после актуализации знаний или этапа устного счета.

Было установлено, что задачи на прикидку и оценку результатов вычислений встречаются не только в рассмотренных в работе учебниках математики для 5–6 классов, но и, что является наиболее важным, в заданиях итоговой государственной аттестации и единого государственного экзамена. Были приведены примеры таких заданий и способы их решения. А также, неотъемлемой частью является то, что обучение прикидке и оценке результатов вычислений считается обязательным, в соответствии с государственным стандартом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г На первом этапе был проведен I констатирующий ...

Система задач для умственного счета С.А. Рачинского
В 1891 году С.А. Рачинский издал книгу «1001 задача для умственного счёта» которая стала первым в России сборником упражнений по устному счёту. Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 года. Он весьма интересен как педагог – практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавани ...

Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru