Математике в структуре начального специального обучения отводится важная роль как учебному предмету, не только формирующему представления, но и создающему условия для развития логического мышления и практической реализации знаний в повседневной жизни.
В личностно-ориентированном обучении математике реализуется деятельностный подход (практическое исследование реальных объектов, количественных отношений, всевозможные действия с ними).
Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале.
На основе собственных практических действий дети знакомятся с некоторыми математическими закономерностями, учатся применять полученные знания при решении практических задач на уроках предметно-практического обучения, труда.
У детей вырабатывается умение определять (визуально и на ощупь) геометрические фигуры, их части, находить эталоны (общее в форме предметов) в ближайшем окружении, классифицировать формы и линии. Дети учатся называть относительную величину (длину, ширину, высоту) предметов, восстанавливать пропущенный в ряду элемент сравнением частей справа и слева от отсутствующего элемента.
В 4 классе усваиваются приёмы письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении многозначных чисел в пределах 1000000. Учащиеся знакомятся с законами вычислений, учатся производить вычисления с большими числами, однако действия в основном производятся с трёх-, четырёх-, и пятизначными числами, выходят за их пределы лишь в отдельных случаях.
Значительное место в программе отводится задачам. Приёмы их решения формируются на основе наглядных представлений о количественных отношениях предметов, полученных учащимися при выполнении практических упражнений.
В процессе составления краткой записи у детей постепенно формируется умение анализировать текст задачи и вычленять её составные части; представлять ситуацию, описанную в задаче; иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа.
В программе по математике геометрический материал выделен в самостоятельный раздел. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и телами, их свойствами и элементами, приобретают навыки измерений, черчения моделирования фигур, учатся пользоваться чертёжными и измерительными инструментами (линейкой, циркулем, угольником), наборами геометрических фигур. Модели и изображение геометрических фигур применяются в качестве дидактического материала при изучении чисел и арифметических действий с ними, при решении задач.
Программа по математике предусматривает овладение навыком измерения длины, объёма, веса, времени.
Знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в программе, учащиеся овладевают в основном на уроке, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения детьми домашних заданий.
К концу 4 класса учащиеся овладели:
- устной и письменной нумерацией чисел в пределах 10000;
- алгоритмом письменного сложения и вычитания в случаях перехода через десяток, с переходом через десяток;
- алгоритмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное;
- алгоритмом и особенностями письменного деления трёхзначного числа на однозначное;
- названиями единиц измерений: килограмм, грамм, тонна, центнер, километр;
- названиями единиц времени: сутки, високосный год, невисокосный год.
Также умеют:
- решать примеры столбиком;
- решать составные задачи;
- решать уравнения;
- вычерчивать круги разной величины, обозначать буквами геометрические фигуры.
Экспериментальное исследование направлено на практическое изучение роли внеклассной работы в формировании математических знаний умений у учащихся с нарушением слуха. Проведение данного исследования поставило перед нами следующую цель
:
- теоретически обосновать и определить способы формирования математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха во внеклассной работе. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи
:
- оценить особенности внеклассной работы в формировании математических знаний и умений у учащихся с нарушением слуха;
- определить степень заинтересованности учеников во внеклассной работе;
- осуществить моделирование педагогического процесса по формированию математических знаний и умений во внеклассное время у младших школьников с нарушением слуха.
Экспериментальное исследование проходило на базе специальной общеобразовательной школы № 14 для детей с нарушением слуха. Всего в эксперименте участвовало 5 школьников с нарушением слуха 4 класса.
Форма проведения эксперимента – индивидуальная. Порядок и особенности выполнения заданий фиксировались в протоколах обследования.
Результаты выполнения ребёнком заданий сравниваются с описанием показателей высокого, среднего и низкого уровней. Если все задания ребёнок выполняет самостоятельно и без ошибок, его знания полные – у него проявляется высокий уровень; если задания ученик выполняет с помощью взрослого, подсказкой, знания его не достаточно полны – средний уровень; если же с помощью взрослого в действиях ученика есть ошибки, то проявляется низкий уровень. В описание включены пять основных показателей – низкий, средний, высокий уровень.
Показатели |
Задания | |
Высокий уровень Самостоятельно: 40% |
1) Безошибочно раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Грамматически верно оформляет отношения между элементами ряда; 2) Правильно называет и показывает квадрат, прямоугольник, треугольник; 3) Знает и называет последовательность дней, недели, месяцев в году, пор года; 4) правильно определят положение предметов относительно себя и других объектов; 5) Ориентируется в решении задач на нахождение «времени». | |
Средний уровень с помощью взрослого: 40% |
Задания | |
1) Раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания. Оформляет речью отношения между элементами ряда; 2) называет квадрат, прямоугольник треугольник; 3) называет последовательность дней недели, месяцев в году, пор года; 4) определяет положение предметов относительно себя и других объектов; 5) ориентируется в решении задач на нахождение «времени». | ||
Низкий уровень с помощью взрослого: 20% |
Задания | |
1) Не раскладывает цифры в порядке возрастания и убывания; 2) называет квадрат, треугольник; 3) допускает ошибки в назывании последовательности дней недели, месяцев в году, пор года; 4) допускает ошибки при определении положения предметов относительно себя и других объектов; 5) не ориентируется в решении задач на нахождение «времени». |
Другое по теме:
Особенности работы с подростками по формированию положительного отношения к
своему здоровью в общеобразовательных учреждениях
Основными направлениями работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа. Коррекционная работа: работа специалистов, медсестры, психолога, с ...
Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов
Проблема обучению пониманию текста привлекла особое внимание методистов в конце прошлого века. Именно в этот период получила распространение точка зрения, что учить надо не чтению, т.е. декодированию букв и слов, а именно пониманию текста. Эта проблема оказалась в фокусе психолого-педагогических ис ...
Формирование двигательных функций ребенка
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет. В исследованиях различных психологов, особенно американских, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соотве ...