Применение игровых технологий выступает важнейшим элементом пропедевтики, предверия реальности, средством подготовки к профессиональной деятельности.
В технологии организации сюжетно-ролевой игры принято выделять следующие этапы:
Ориентационный этап. Преподаватель представляет проблему, раскрывает характер имитации, объясняет игровые правила, делает обзор общего хода игры. Правила обсуждаются и согласовываются со студентами.
Подготовительный этап. Преподаватель излагает сценарии, останавливаясь на игровых задачах, правилах, описание основных ролей, игровых процедурах, примерном типе решении в ходе игры. При необходимости готовится игровой материал, атрибуты, символы.
Распределение ролей между участниками осуществляется преподавателем или студентом, обсуждение и согласование игровой процедуры.
Проведение игры, корректировка первоначального замысла.
Рефлексивный групповой и индивидуальный анализ. Студенты соотносят содержание игры с конкретной практикой функционирования образовательного учреждения, вносят коррективы в первоначальный сценарий. Происходит обсуждение точности, выразительности исполнения студентами различных ролей, эффективности решения игровой задачи.
Ролевая игра может содержать различное количество игровых ситуаций, процедур, приемов для реализации отдельных задач. Игровые ситуации средством выполнения конкретных задач и не имеют формальной структуры, правил поведения, регламента. Примером игровой ситуации могут быть дискуссионные включения в игру, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении.
В профессионально-педагогическом образовании применяются также организационно-деятельностные игры, непременным условием которых является деятельность играющих. Согласно П.Г. Щедровицкому, образцы или эталоны реальных ситуаций смогут выполнить свою функцию только в том случае, если рядом будет человек, который может создать по эталонам новые конструкты. Этот тип игры, несомненно, наиболее интересен, однако его проведение весьма затруднительно в образовательном процессе, поскольку требует значительно больших затрат труда, времени, ресурсов как от преподавателя, так и от студентов. Сложности в проведении данного типа игры связаны также с тем, что он предполагает специальную подготовку преподавателя вуза. Конечный результат организационно-деятельностной игры обладает высокой степенью неопределенности.
Технология организационно-деятельностной игры включает следующие структурные элементы:
Подготовка организационно-деятельностной игры
На первом этапе формулируется проблема, тема, которая может предполагать как однозначный сценарий игры, так и множественность вариантов в рамках единого замысла.
На втором этапе формулируются образовательные цели игры, конкретизуется, какой учебный материал будет изучен, систематизирован, обобщен в ходе игры, какие подходы, методы, компетенции будут сформированы. Определяются способы мотивации студентов, стимулирования их участия в игре; процедура игры адаптируется к возрастным психологическим и индивидуальным особенностям студенческой аудитории к конкретному факультету, специальности.
На третьем этапе дается характеристика условного образовательного учреждения, психолого-педагогические особенности класса, группы школьников. В случае необходимости даются основы для составления общей и частной моделей игры.
Другое по теме:
История дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946. Крупнейшим университетом дистанционного Обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969. Немногим позже (1974) в Германии был основан FernUniver ...
Дидактическое
обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетан ...
Социально-психологические детерминанты развития субъекта созидательной
коммуникации
Созидательная коммуникация - это процесс межличностного взаимодействия, способствующий развитию субъектности как интегративного свойства индивидуальности, процесс, в ходе которого возникает возможность инициировать и поддерживать условия субъект-субъектного взаимодействия. Социально значимой являет ...