В структуру ролевой игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Студенты должны мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить. В процессе ролевой игры воссоздаются условия, содержание, отношения, динамика той или иной деятельности; она применяется как средство имитации принятия решений, поведения в различных профессиональных ситуациях.
Основу роли составляют, прежде всего, отношения между людьми и самовыражения людей в деятельности. Дидактическая ценность исполнения ролей заключается в том, что позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность специалистов обучая студентов на основе синтетический моделей учебной и профессиональной деятельности.
Представление о роли как о «системе норм поведения» рассмотрено у К. Ливингстоун и Э. Гофмана, который понимает роль как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом» и указывает на то, что в процессе социального взаимодействия человек не только способен смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия. К. Ливингстоун, говоря об аспектах ролевого поведения, указывает на то, что существует определенный спектр моделей поведения для каждой роли.
Как любая педагогическая игра, ролевая игра обладает существенным признаком – четко поставленной образовательной целью, соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде, но ролевая игра - это также яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Ролевая игра-это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего.
В основе ролевой игры часто лежит межличностная, конфликтная ситуация: студенты принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме их реализации, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, функциональные обязанности, этические нормы профессии. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых зависит конечный результат их участия в игре.
Существенное значение в ролевой игре имеют действия участников: рефлексивный анализ обычно выполняет основное психологическое воздействие, выступая в этом случае, как составная часть игровой структуры. Применительно к образовательному процессу педагогического вуза можно говорить об играх-драматизациях, театральных, естественных, самодеятельных играх, инсценировках.
Технология применения ролевой игры связана со стимулированием участия студентов в игре. Присвоение каждому участнику определенной социальной роли и постоянное внимание к его индивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, что является необходимым условием успешного обучения. Роль-маска помогает студенту проявлять те стороны своей личности, которые он хотел бы продемонстрировать в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрыть те стороны индивидуальности, которые студент не хотел бы делать достоянием группы. Значительным развивающим потенциалом обладают роли «эрудита», «критика», «исполнителя», «эксперта», «координатора» и другие.
Другое по теме:
Финансовая самостоятельность дошкольного образовательного учреждения
Происходящие изменения в российской системе образования требуют адекватных изменений в организации финансовой и экономической деятельности дошкольных учреждений. Как юридическое лицо дошкольное образовательное учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться всеми нормативными и ведомствен ...
Программа семейного детского сада
Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Программа для семейного детского сада создана на основе итогов психолого-педагогических ис ...
Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного
творчества детей старшего дошкольного возраста
Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений ...