Рассмотрение игровых технологий с необходимостью требует обращения к смысловому полю игры. Феномен игры чрезвычайно сложен, многообразен, однако определение игры как понятия, включающего субстанциальную, содержательную и функциональную ее сущность отсутствует. Известный голландский ученый Йохан Хейзинга под сущностью игры понимал «действие, протекающее в определенных границах времени, пространства и смысла в очевидном порядке, по добровольно принятым правилам, вне сферы полезности или необходимости…Действие игры приводит к радостности и разрядке».
Понятие «игры» является одним из наиболее емких и неопределенных: Российская педагогическая энциклопедия рассматривает игру и игровую деятельность как синонимичные понятия и определяет игру как «один из видов деятельности, характерных для человека и животных».
В психолого-педагогических определениях игры главным является фиксация ее специфики как особого вида деятельности. Так, Д.Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее ведущие характеристики, отмечает, что в игре воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. И далее: «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми». Д.Н. Узнадзе обращает внимание на игру, как форму психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Д.Н. Узнадзе справедливо утверждал, что в качестве содержания игры могут выступать:
собственно игровые действия;
учебные действия (решение задач);
общение (дискуссии, обсуждение вопросов);
трудовые действия (изготовление моделей) и другое.
А.Н. Леонтьев подчеркивает, что игра — свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов"
Вместе с тем, игра, при всей ее специфичности, обладает характеристиками, общими для любой другой деятельности человека: целенаправленность, осознанность, предметность и преобразующая направленность. Для учителя особенно важно то обстоятельство, что в игре «подлинны чувства, желания, замыслы, реальны и вопросы, которые решаются» (С.Л. Рубинштейн). Огромное значение в теоретическом осмыслении игры как деятельности имеет классическая работа Л.С. Выготского “Игра и ее роль в психическом развитии ребенка”. Для образовательного процесса важно, что игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. В психологических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и другие) игра анализируется как самостоятельный вид деятельности. Г.П. Щедровицкий утверждает, что игра-это особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом.
И.С. Кон в игре видит обобщенную модель формирования человека, собирания своего «я», в игре идут процессы «самоопределения, самовыражения, самоутверждения и самореабилитации». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра как особый социокультурный конструкт общества может выполнять определенные социальные заказы.
Для игры как вида человеческой деятельности характерно следующее:
игра — вид непродуктивной и непроизводительной деятельности;
игра способна воссоздать другие виды человеческой деятельности;
Другое по теме:
Понятие и сущность способностей
Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные ва ...
Воспитание и самовоспитание
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения до ...
Дидактическое
обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетан ...