В частности, Монахов В.М. под дидактической технологией понимает «трансформирование абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практическую деятельность (процедуры, операции), перед выполнением которой обязательно ставится определенная дидактическая цель и решается данная дидактическая задача».
Большинство исследователей подчеркивает, что педагогические технологии характеризует упорядоченная система процедур, точное, последовательное выполнение которых с большей долей вероятности приводит к достижению запланированного результата.
Среди наиболее существенных признаков педагогических технологий принято выделять следующие: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, ее основу составляет определенная методологическая, философская позиция автора (например, различают знание центристские и личностно ориентированные технологии);технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками (цель - проект конкретного ожидаемого результата), технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся с учетом принципов индивидуализации, дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических ресурсов; элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой, - гарантировать с высокой степенью вероятности, достижение планируемых результатов (в соответствии с государственным стандартом) всеми обучающимися; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, а также инструментарий для измерения результатов образовательной деятельности.
В контексте исследуемой нами проблемы наиболее убедительным представляется рассмотрение «педагогической технологии» как последовательной и взаимосвязанной системы действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (Сластенин В.А.).
Таким образом, анализ литературы доказывает, что педагогическую технологию отличает следующее:
постановка диагностических образовательных целей, выраженная на языке «наблюдаемых действий» обучающихся;
возможность воспроизведения образовательного цикла;
наличие обратной связи и применение поэтапного контроля за динамикой формирования знаний, умений, способов деятельности, компетенций, личностных характеристик и т.д.;
возможность осуществления адресной направленной коррекции на различных этапах образовательного процесса;
итоговая оценка результатов, их анализ и постановка новых целей.
В качестве психологических основ различных педагогических (образовательных) технологий могут выступать различные теории: бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теория учебной деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу) и другие.
При разработке и применении педагогической технологии важно учитывать, что она должна удовлетворять следующим требованиям:
концептуальность: основу каждой образовательной технологии составляет определенная научная концепция, теория, позволяющая дать философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование поставленных целей;
системность и целостность: определенная логика процесса реализации данной технологии, взаимосвязь и взаимозависимость всех ее составных частей;
Другое по теме:
Технология коррекции голоса
И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии: 1. Нормализация тембра. 2. Развитие природных голосовых данных детей. 3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата. 4. Воспитание навыков правильного голо ...
Современная система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...
Выявление условий для развития изобразительного творчества
детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей
исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы. Анкета для родителей включала вопросы, о ...