Опытно-экспериментальная работа осуществлялась при реализации таких психолого-педагогических условий как создание комфортной образовательной среды, обеспечение субъектной позиции студента, учет его личностного опыта.
Действия преподавателя на пропедевтическом этапе были направлены на создание эмоционально-положительного климата в студенческой группе, на снятие у первокурсников страха ошибки, на уменьшение психологических защит. Созданию доброжелательной атмосферы на занятиях способствовали такие игровые ситуации как «волшебный стул», «ладонь» и другие. В игровой ситуации «Ладонь» каждый студент обводил свою ладонь на листе бумаги, в центре писал свое имя, а на каждом пальце – одно положительное качество. Передавая лист бумаги друг другу, первокурсники получали возможность дополнить первоначальный перечень различными положительными характеристиками. Подобная игровая ситуация снижала тревожность студентов, повышала их самооценку, помогала чувствовать себя более уверенно и комфортно.
На пропедевтическом этапе формирования игровой компетентности мы учитывали личностный довузовский опыт студентов. Чтобы включить в игровую компетентность субъективный игровой опыт студентов, использовался «биографический» подход, в частности, применялся опросник «Игра в Вашей школьной жизни» (Ваша школьная игровая биография). Результаты исследования довузовского игрового опыта студентов показали его однообразие и ограниченность, игровой опыт первокурсников связан, главным образом, с внешкольной деятельностью (игровые ситуации в летних, оздоровительных лагерях, внешкольная и внеклассная работа по предмету, «Дни самоуправления в школах»). В ответах студентов отмечалось уменьшение времени, занятого игрой, по мере их взросления. Описание образовательных игр, зафиксированных в «игровых биографиях» студентов, позволило нам учесть их субъективный опыт. Только 3% студентов смогли описать игровые ситуации, которые применялись в школе на уроках (Например, «игра с хлопками» на определенные термины, числа, действия, игра «верно, неверно»). Но даже этот незначительный опыт был перенесен на занятия: мы предложили студентам по аналогии придумать игровую ситуацию, которую можно было бы применить на семинарском занятии по общей психологии. Обсуждение в студенческих микрогруппах привело к тому, что было выбрано два варианта игры «с хлопками». Одна группа студентов составила список фамилий известных отечественных и зарубежных психологов, педагогов. Цель игровой ситуации состояла в том, чтобы студенты уяснили хронологические периоды деятельности исследователей. Ведущий называл фамилию, если деятельность ученого относилась к 17 веку – «один хлопок», к 18 веку – «2 хлопка» и т.д. Те студенты, которые допускали ошибки, выбывали из игры. Второй вариант был ориентирован на уяснение студентами представителей основных научных школ психологии: если ученый принадлежал к школе психоанализа – «один хлопок», бихевиоризма – «два хлопка», гештальтпсихологии – «три» и т.д.
В курсе общей психологии студенты знакомятся со значительным количеством новых терминов, понятий. Помочь первокурсникам усвоить новый для них категориальный аппарат и одновременно получить опыт проведения игры на концентрацию внимания, была призвана игровая ситуация «Копилка психолога». Аналогично на семинарских занятиях по педагогике проводилась «Копилка педагога»: один из студентов называл любое психологическое (педагогическое) понятие, второй, повторял это понятие и добавлял новое и т.д.
При изучении курса общей психологии студенты рассмотрели такие понятия как личность, индивид, субъект, деятельность, игровая деятельность, проанализировали ее специфические особенности. Особое внимание было уделено рассмотрению тех психических процессов (вниманию, фантазии, мотивации, воле, воображению), которые развиваются в процессе игры.
Включение игровой ситуации стимулировало интерес студентов, способствовало формированию их позитивного отношения к игровой деятельности. В семинарские занятия по общей психологии включаются ребусы, кроссворды, составленные студентами. Работа проходила в микрогруппах и требовала от первокурсников умения фантазировать, придумывать, согласовывать свои позиции, выбирать наиболее удачный вариант из предложенных. Студенты позитивно оценили подобную работу, отмечая в своих ответах, что «составлять кроссворд было очень интересно, но трудно», что «это по-настоящему творческая работа», «что все было здорово», «занимались с эмоциональным подъемом, в группе было оживленное обсуждение, споры».
Уже на этапе пропедевтики было реализовано и такое организационно-педагогическое условие как преемственность в использовании игровых технологий. От включения в содержание семинарских занятий простейших игровых ситуаций и игровых фрагментов, мы постепенно перешли к целостным игровым технологиям. На семинарских занятиях по общей психологии применялись также такие ролевые игры как «Интервью» и «Реклама».
Другое по теме:
Характеристика образовательных систем. Великобритания
В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в ...
Вынужденные колебания
Рассмотрим синусоидальную периодическую силу с некоторой определённой частотой. Если эта сила приложена к механической системе, то система будет колебаться по синусоидальному закону с той же частотой. Совпадение частоты изменения силы с частотой колебательного процесса характерно для вынужденных ко ...
Методическая разработка занятия по иностранному языку
Многогранная деятельность учителя предполагает составление им сценария урока, опору его деятельности или рабочий план урока, который будет носить субъективный характер. В плане учитель прогнозирует свою деятельность в единстве с деятельностью учащихся, регулируя ее. При этом он творчески подходит к ...