Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Особенности формирования игровой компетентности на основном и заключительном этапах

Страница 9

Студенты-учителя готовили свои варианты самопрезентаций, представляя свое видение роли современной школы, свои взгляды на значимость образования для современного школьника, свои личностные и профессиональные ценности. Студенты демонстрировали свои способности, личностные качества, которые помогут им в успешной организации образовательного процесса. Реализация этой игры была направлена на формирование субъектной позиции студента, на стимулирование его активности, инициативы, креативности, умения убеждать, формулировать и отстаивать собственную позицию.

Студенты отмечали, что участие в таких деловых играх как «Психолого-педагогический консилиум» и «Самопрезентация» помогло получить более детальное представление о сущности профессиональной деятельности, о взаимоотношениях с коллегами, о функциональных обязанностях учителя, психолога, классного руководителя.

Примеряя различные профессиональные роли, студенты отмечали особенности своего эмоционального состояния, подчеркивали, что лучше стали чувствовать состояние другого человека, более терпимо относиться к противоположной точке зрения.

В ходе заключительного рефлексивного анализа студенты отвечали на вопрос: «Что дало Вам участие в деловой игре «Самопрезентация»?». Студенты математического факультета по-разному оценили свое участие в игре. Среди вариантов ответов были следующие: «Мне было трудно играть роль эксперта, трудно задавать вопросы, подбирать слова, оценивать «учителей». Мне было бы легче принять в новую школу всех желающих»; «Я поняла, что в игре могут возникнуть конфликты и надо стараться не допускать их»; «Мне очень понравилась игра, было интересно придумывать свой проект школы. Я почувствовала, что профессия учителя может быть творческой»; «Я попробую использовать подобную игру в школе, в которой я работаю». «Я понял, что сделать правильный выбор очень трудно и надо отвечать за свой выбор».

Третий этап – интегрирующий, этап накопления и обогащения студентами личностного опыта применения игровых технологий. Особую интегративную роль выполнял курс по выбору студентов «Педагогические и психологические основы использования игровых технологий в образовательном процессе». Цель этой дисциплины: систематизация теоретических знаний, связанных с социальной природой игры, с подходами к ее типологии, со спецификой различных игровых технологий;

направленное, адресное развитие проектировочной, диагностической, прогностической, коммуникативной, рефлексивной компетенций;

накопление и обогащение субъективного личностного опыта применения студентами различных игровых технологий.

Теоретический блок курса представлен знаниями из философии, культурологии, общей, детской, возрастной, педагогической, социальной психологии, общей педагогики, истории педагогики и образования, педагогической технологии.

Таблица 6

Учебно-тематический план по дисциплине «Педагогические и психологические основы использования игровых технологий в образовательном процессе» (по выбору студентов)

Наименование разделов и тем

Лекции

Семинары

СРС

Раздел 1. Философские основы игры

Тема 1. Исторический аспект игры. Игра в истории развития человечества.

2

3

Тема 2. Философское значение игры. Понимание игры в различных философских концепциях.

2

3

Раздел 2. Основные теории игровой деятельности

Тема 3. Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов

2

4

Тема 4. Теория рекапитуляции и антиципации. Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений.

2

4

Тема 5. Теория отдыха в игре. Теория воздействия на мир через игру

2

4

Тема 6. Теория духовного развития ребенка в игре

2

2

4

Раздел 3. Социальная природа игры

Тема 7. Связь игры с искусством и эстетической культурой. Теория абсолютизации культурного значения игры.

2

4

Тема 8. Специфика игровой деятельности. Взаимосвязь игры и труда.

2

2

4

Раздел 4. Психология игры

Тема 9. Психологические основы игровой деятельности. Концептуальные основы игровых технологий (игровые технологии в контексте бихевиоризма, когнитивной, гуманистической психологии и др.).

2

2

4

Тема 10. Современные игровые технологии, их характеристика, специфика реализации. Вызовы и риски применения игровых технологий.

2

2

3

Раздел 5. Игровые технологии в деятельности учителя математики (информатики) и классного руководителя

Тема 11.Особенности применения игровых технологий в учебном процессе

2

4

Тема 12. Игровые технологии в работе классного руководителя. Общая классификация игр.

2

2

3

Всего: 80

24

12

44

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другое по теме:

Иноязычный текст как объект понимания
В методике обучения иностранным языкам текст рассматривается как средство обучения, относясь к такой его разновидности, как учебные материалы. С этой точки зрения текст, будучи продуктом речи, есть любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. Т ...

Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего ком­муникативную культуру, является установ­ление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, со­здание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивос­ти и вместе с тем инициативности. Для до­стижения этого, на наш ...

Анализ литературы по проблеме формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью
Анализ современной логопедической литературы показывает, что основное внимание исследований в этой области сосредоточено на проблемах собственно языкового развития детей с речевой патологией. Вопрос о специфике развития невербальных средств общения у данной категории детей, о характере (конвенциона ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru