Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Понятие о словосочетании и предложении

Понятие о словосочетании и предложении

Страница 1

Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. В данной работе мы будем придерживаться определения, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык» : «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности: человек маленького роста, читать про себя, жаркое лето.

Являясь наряду со словами элементом построения предложения, словосочетания выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Различаются словосочетания синтаксические, которые изучаются в синтаксисе (синяя материя, железная решетка), и фразеологические, которые изучаются во фразеологии (красная смородина, железная дорога). Среди синтаксических словосочетании выделяются свободные и несвободные. Первые легко различаются на составляющие их части (лекция по математике, нужная книга), вторые образуют синтаксически неразложимое единство (три студента, несколько цветов).

Другой основой синтаксической единицы является предложения. Существует несколько определений предложения. Учебник В.В. Бабайцевой определяет предложение как «Основную единицу синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему: « Д.Э. Розенталь рассматривает предложение как минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью». В данной курсовой работе мы будем придерживаться определения Д.Э. Розенталя, т.к. оно, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность языкового явления. Кроме того, будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чём находит своё проявление единство языка и мышления. Проблема словосочетаний издавна привлекла внимание русских языковедов. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце ХIХ века и сама проблема становится центральной в лингвистической системе Ф.Ф.Фортунатова и его учеников. Он считал синтаксис учением о словосочетание, а предложение рассматривал как один из видов словосочетания. В ряде учебников и учебных пособий для высшей и средней школы словосочетание стало рассматриваться как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения.

Представляет интерес трактовка словосочетания А.А. Шахматовым: Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». По Шахматову, синтаксис словосочетаний занимается главным образом второстепенными членами предложения в их отношение к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, тогда как синтаксис предложения занимается главными членами предложения в их отношении к предложению или во взаимном отношение друг к другу. Предложение тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные.

Спорным является вопрос о подразделение словосочетаний на подчинительные (общепризнанный вид словосочетаний) и сочинительные ( сочетание однородных членов предложения).

Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие:

1) существуют ли словосочетания вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом;

2)существуют ли « предикативные словосочетания», то есть, образует ли словосочетания пары, состоящие из подлежащего и сказуемого;

3) существуют ли « сочинительные словосочетания», то есть, образует ли словосочетание группа однородных членов.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Понятие и сущность нравственного развития и воспитания
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми - все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Моральное становление человека представляет соб ...

Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики б ...

Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу
Профессор Цюрихского математического института Яков Трахтенберг в конце 40-х годов он организовал в Цюрихе свой Математический институт – единственное в своём роде учебное заведение, где дети и взрослые учились и переучивались считать по его методу, достигая поразительных успехов. С помощью своего ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru