Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка – словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц.
Синтаксический строй речи – интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучение применительного к каждому школьнику.
По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь – это сложная аналитико – синтетическая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста.
Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников.
Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных, коммуникативно- направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение – речь – текст – предложение – слово – слог – звук. Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прогматики.
Синтаксические значения и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи – устной и особенно письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи.
Наиболее значительные исследования русского синтаксиса относятся ко второй половине ХIХ в – началу xx века. Они представлены тремя методическими направлениями: логическими, психологическими, формальными.
Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной поход к синтаксису неверным. А.А. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе.
Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальные стороны. Сущность диалектического метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц.
В основу описания синтаксических единиц кладётся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.
В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляется лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.
Такое понимание синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры позволяет сделать вывод о важности и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением для решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом.
Таким образом, все это определяет актуальность темы курсовой работы. Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников.
Предмет исследования: приёмы и формы работы над словосочетанием и предложением на уроках русского языка в начальной школе.
Данная работа имеет целью: выявить наиболее эффективные приёмы и формы работы над словосочетанием и предложением в начальных классах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого – лингвистическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть научные основы изучения синтаксиса в начальной школе;
3. Описать приёмы и формы работы над словосочетанием, видами предложения и их структурой на уроках русского языка в начальных классах.
4. Подобрать практический материал для работы над словосочетанием и предложением.
Методы исследования: теоретические изучение и анализ литературы, классификация, обобщение. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической части, заключения, списка литературы и приложений.
Научная ценность работы состоит в накоплении и систематизации материала по данной теме. Практическая ценность работы заключается в том, что она способствует правильному осознанию языковых единиц: словосочетания и предложения, являющихся основным средством обогащения, развития, упорядочения речи, предупреждения речевых ошибок младших школьников.
Другое по теме:
Уравнения колебания струны
Будем считать, что струна обладает постоянной линейной плотностью r и растянута силой натяжения P. Направление оси x выберем вдоль положения равновесия струны, через y обозначим поперечное отклонение в точке x в момент времени t. Предполагается, что угол наклона ¶y/¶x кривой, образованный струной в ...
Вокально-хоровые навыки
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском в ...
Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического
воспитания старших дошкольников
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачев). Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, ...