Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связаны со здоровьем. Тогда же дети испытывают потребность знаний о теле, биологии человека и проблемах здоровья.
Здоровьесберегающая культура является важной составляющей жизни ребенка. Ее формирование должно начинаться именно в младшем школьном возрасте, причем необходимо учитывать особенности возраста и актуальные задачи развития.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка системы отношений ребенка с окружающей действительностью. Центральное место занимает система «ребенок-учитель».Учитель является для младших школьников не только наставником, но и примером, неким образцом отношений к окружающему миру и самому себе. Поэтому именно педагог должен заложить основы здоровьесберегающей культуры .
Педагог, организовывая воспитательный процесс, должен учитывать особенности конкретной возрастной группы. У детей младшего школьного возраста еще отсутствует осознание объективной ценности здоровья, у них нет опыта «нездоровья»и они не всегда осознают негативные перспективы поведения, касающиеся несоблюдения правил здорового образа жизни. Именно поэтому работа педагога по формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников должна быть непременно связана с формированием конкретных навыков поведения и интеграции их в актуальную для младших школьников деятельность.
Так, например, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой, чистка зубов) должно формироваться не столько через разъяснение значимости, важности данной процедуры для здоровья, сколько за счет использования такой формы поведения в игровой деятельности, обязательно значимой и представляющей интерес для ребенка, как организация соревнования между детьми. Именно в таких играх «незаметно» для самого ребенка происходит формирование полезной привычки .
При формировании здоровьесберегающей культуры необходимо учитывать новообразования возраста, которые могут стать основой здоровьесберегающего поведения. У ребенка младшего школьного возраста появляется новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, который позволяет ему освоить не только виды деятельности, связанные с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Педагог может использовать такие формы воспитательной работы, основанной на самоконтроле, самооценке своего поведения со стороны детей, как ведение дневника здоровья, где отмечается соблюдение правил здорового образа жизни, самоконтроль за временем приема пищи и др. У младшего школьника происходит постепенная ориентация на группу сверстников, мнение и оценка друзей становятся так же важны, как и оценки взрослых людей. На основании этого педагогом могут быть использованы коллективные формы работы по формированию здоровьесберегающей культуры.
Выделяют следующие принципы формирования здоровьесберегающей культуры:
- принцип возрастной адекватности, проявляющаяся в том, что вся информация и формируемые навыки должны быть востребованы в повседневной жизни ребенка.
- принцип социокультурной адекватности, который заключается в том, что формируемые навыки должны находить свое отражение в актуальной культуре общества.
Другое по теме:
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
К моменту поступлению детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-р ...
Природа и духовное начало русских и украинских
народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...
Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существов ...