Новая педагогика » Основы научных исследований » Порядок сбора информации в торговой организации

Порядок сбора информации в торговой организации

Страница 1

Можно выделить всего пять различных методов сбора необходимой информации.

К ним относятся:

наблюдение;

экспериментальное наблюдение,;

эксперимент;

анализ документации;

опрос.

С их помощью собирается необходимый материал для выявления, анализа и решения поставленных проблем.

Наблюдение сбора материалов наряду с другими методами. Особенности наблюдения служит одним из методов как научного метода, подчинённого главной задаче исследования, характеризуется следующими особенностями: планируемость, упорядоченность, контролируемость.

Существует три типа наблюдений:

Обычное, или открытое наблюдение, при котором исследователь находится вне наблюдаемого коллектива.

Наблюдение участвующее изнутри для наиболее объективного описания процесса.

Включённое наблюдение, которое характеризуется тем, что наблюдатель включается сам в качестве участника в данную группу.

Наиболее распространённый способ наблюдения в социологических и социально-психологических исследованиях является: метод экспериментального наблюдения, где наблюдаемая группа создаётся искусственно и используются многообразные технические средства фиксации исследуемого поведения.

Анализ документации. Сюда входит сбор стратегической и оперативной отчётности, нормативной документации, отчётов руководителей по используемым проблемам, проведение анкетного опроса с руководителями всех уровней и специалистами предприятия. Содержащаяся в них информация в большей части носит объективный характер. Но тем не менее нельзя не учитывать и элементы субъективного характера в этих документах.

К каждому источнику сведений следует относиться критически. Это относится и к различным документам официального характера .Имеющиеся в них сведения целесообразно перепроверять, сопоставлять с другими материалами или информацией из других источников.

Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса.

Опрос бывает: индивидуальный, групповой, личный, заочный, устный, письменный.

Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.

Опрос во всех своих его видах (анкетирование, интервью, беседа и т.д) является распространённым методом сбора информации по теме исследования. Он фиксирует состояние общественного сознания в его многообразных и сложных проявлениях в связи с изучаемой проблемой. В большинстве опросов речь идёт о том ,чтобы выяснить мнение обследуемой совокупности по какому-то кругу вопросов, выяснить отношение людей к тем или иным явлениям, событиям, ценностям, раскрыть их оценки. Таким образом, опросы позволяют фиксировать состояние общественного сознания, накапливать систематическую информацию, получаемую путём опросов по одним и тем же проблемам.

В основе большинства методов лежит анкета, с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета - набор вопросов, каждый из которых логически связан с главной задачей. Содержание анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого.

Анкетный опрос имеет более широкую аудиторию и в бошей степени рассчитан на применение количественных методов обработки данных.Они могут содержать и простые вопросы, и сблокированные по определённым темам. При анкетировании используются вопросы:

а) открытые и закрытые;

б) прямые и косвенные.

а) Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован. Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист. Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой "да-нет". При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.

б) Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о ." или "Ваше мнение по поводу ." и т.д. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например: "Некоторые специалисты полагают, что . А как Вы думаете?"

При разработке вопросов анкеты, определении последовательности их расположения, формулировок, формы обращения следует исходить из следующих требований:

а) Анкета должна соответствовать замыслу исследования

б) Она должна учитывать уровень культуры и психологию опрашиваемых

в) В порядке расположения вопросов следует учитывать последующий способ обработки полученных данных.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования
Роль образования в условиях постиндустриального общества заметно растет. На международном уровне концепция высшего образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениям ...

Особенности формирования мотивации учения младших школьников
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. В первые месяцы и даже г ...

Педагогический тест как объективный способ оценивания
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию: · тесты личности ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru