Дания – страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Все дети в течение 9 лет посещают общеобразовательные школы. В государственных школах имеется также факультативный 10-й класс. В начале 1970-х годов лишь 20% учащихся общеобразовательных школ после сдачи экзамена поступали в гимназии (средние школы) с трехлетним сроком обучения. Однако, по закону об образовании 1976, доступ в гимназии был открыт всем учащимся. Этот закон позволил также родителям и местным властям в большей степени влиять на выбор подростком жизненного пути. Закон 1994 предоставляет еще бóльшие возможности для получения образования. Поступление выпускников гимназий в университеты зависит от итогов конкурсных экзаменов. Чтобы получить высшее образование, лицам, не имеющим аттестата об окончании гимназии, необходимо пройти двухлетний курс обучения и сдать специальный экзамен. Вся система образования, включая частные платные школы, субсидируется государством.
Хорошо известны датские народные школы для взрослых, в которых учатся лица старше 18 лет. Они живут при школах и проходят курс обучения продолжительностью до 40 недель. По окончании этих школ не проводятся экзамены и не выдаются аттестаты. Такие народные школы стали создавать в середине 19 в. в сельских районах в основном для молодых фермеров. Однако в 20 в. многие школы были открыты в городах.
В систему профессионального образования Дании входят высшие школы экономики, управления и иностранных языков; фармацевтические, библиотечные, педагогические и стоматологические колледжи и технические институты, Королевская Академия изящных искусств и Консерватория в Копенгагене. Имеются университеты в Копенгагене, Ольборге, Орхусе, Оденсе и Роскилле, Королевский ветеринарный и сельскохозяйственный университет, Датская высшая техническая школа и Датская инженерная академия. В высших учебных заведениях страны в 1995 обучались свыше 155,7 тыс. студентов (примерно 45% лиц студенческого возраста), т. е. на 25% больше, чем в 1985. Расходы государства на народное образование составляют 8,3% ВВП.
"Престиж - ничто, выгода и благосостояние - все", - это фраза, как никакая другая, отражает принцип датского высшего образования. Датским университетам важно дать студентам практическое, востребованное на рынке образование, которое будет способствовать личному и общественному процветанию. Такого понятия, как широкое и разностороннее университетское образование, в Дании просто не существует. Государство, в свою очередь, тоже негласно поддерживает развитие более перспективных для страны специальностей: на них тратиться больше денег. На сегодняшний день это фармакология, компьютеры, торговля, управление и право.
Самый известный датский университет - Копенгагенский, а самые популярные его факультеты - журналистики, юридический и психологический. Россияне же "облюбовали" другой факультет Копенгагенского университета - Институт теоретической физики им. Нильса Бора. Правда, обосновались они там не в качестве студентов, а как преподаватели и исследователи.
В Копенгагенском университете, как и несколько веков назад, по-прежнему всего шесть классических факультетов: естественных, общественных, гуманитарных наук, юридический, медицинский и теологический. А все новые направления и специальности развиваются внутри них в виде автономных институтов и факультетов.
Кроме Копенгагенского, есть еще университеты в Ольборге, Орхусе, Оденсе и Роскилле, а также Королевский ветеринарный и сельскохозяйственный университет, Датская высшая техническая школа, Датская инженерная академия, Копенгагенская бизнес-школа и два IT-института (все эти 11 учебных заведений имеют университетский статус). Попадание сельскохозяйственной, бизнес- и IT-школ в число университетов неслучайно: это как раз те отрасли, наряду с перечисленными ранее, которые идут во главе датской экономики. И этому в Дании учат действительно отменно. Кстати, многочисленные учебные центры ведущих мировых корпораций в области информационных и компьютерных технологий работают по всей стране.
Быть выпускником Королевского сельскохозяйственного университета или Копенгагенской бизнес-школы (по-датски "интститута торговли") - все равно что быть адвокатом после Гарварда или экономистом после London School of Economics. Благодаря первому Дания экспортирует сельскохозяйственной продукции в восемь раз больше, чем потребляет сама. А благодаря второму страна имеет огромный доход от торговли и транспортных перевозок.
В систему высшего профессионального образования Дании входят школы экономики, управления, иностранных языков, фармацевтические, библиотечные, педагогические и стоматологические колледжи и технические институты, Королевская академия изящных искусств и Копенгагенская Консерватория. Профессиональные институты, колледжи и школы предлагают разные по продолжительности программы, полный же курс обучения, приравненный к высшему образованию, длится 4-5 лет и заканчивается выдачей диплома Kandidaat.
Другое по теме:
Развитие системы начального общего образования в Германии
Акт о начальном образовании Германского рейха от 1920 года, основанный на статье 146 Конституции Веймарской республики, учредил начальную школу как образовательный институт для всех детей в Германии. До 1920 года наряду с начальной школой существовали отдельные образовательные институты для подгото ...
О математическом творчестве
Прогресс человечества неразрывно связан с творчеством, с созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Теперь в эпоху ускоренного научно-технического прогресса особенно важно добиться того, чтобы как можно большее чис ...
Методика использования межпредметных связей на уроках
литературного чтения с целью развития связной речи
В формирующем эксперименте приняли участие 22 ученика 4 «а» класса. Для проведения формирующего этапа эксперимента была разработана программа. Были проведены следующие интегрированные уроки: Интегрированный урок по чтению и музыке на тему: "Жизнь дана на добрые дела" Интегрированный урок ...