Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении.
В практике самостоятельной работы по иностранному языку эти уровни существуют, и каждый из них может быть представлен определенным набором конкретных подуровней.
Самостоятельную работу учащихся помогает осуществить гибкое руководство, то есть методический инструментарий. В распоряжение учащихся предоставляются следующие дидактические средства, помогающие самостоятельному овладению языком и его методикой одновременно: задания к упражнениям, памятки, наводящие вопросы и ключи. Все они в совокупности составляют методический инструментарий учащихся.
Задания к упражнениям: благодаря тому, что задание носит узкоконкретный характер, оно жестко направляет внимание учащихся, концентрируя его на определенной трудности при овладении языковым материалом; оно ограничивает предмет речи, темы/ситуации при развитии речевых умений.
Памятки: в памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Не учитель поучает, а учащимся даются правила учебного труда в отношении иностранного языка. Они подсказывают учащимся верный способ овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Памяток не должно быть слишком много, но они должны охватывать все существенные стороны учебно-воспитательного процесса. Памятки рассчитаны на способность учащихся сознательно управлять своей волей и эмоциями, и одновременно они воспитывают эту способность.
Следующее дидактическое средство руководства самостоятельной работой - наводящий вопрос, который концентрирует внимание на важной стороне познаваемого явления. Если памятка дает информацию о готовом виде, то наводящий вопрос способствует обнаружению ответа в результате активного поиска его самим учащимся, поэтому его влияние сильнее. Наводящие вопросы обычно составляет учитель, адаптируя их в соответствии с языковым опытом данного класса. Они могут быть более или менее развернутыми, важно, чтобы они охватили все функции усваиваемого самостоятельно. Наводящий вопрос можно рассматривать как "тактическое средство", оказывающее непосредственное влияние на текущий учебный процесс.
Помогает управлять самостоятельной работой и такое средство, как опора. Учитель намечает только ситуацию, в ходе самостоятельной работы учащиеся осмысливают ее содержательно-смысловой план в единстве со средствами выражения; они подбирают себе опоры из разнообразных источников информации, будь то текст, упражнения или словарь. Опорам придается форма, определяемая речевой задачей. Пользованию опорами следует специально учить, так как учащиеся не всегда видят их и поэтому не могут ими пользоваться. Пользование опорами позволяет решать некоторые задачи: обогащение речевых возможностей учащихся с одновременным расширением их методического арсенала, так как учащиеся овладевают способами построения своего высказывания, его планированием, подбором правильных средств выражения мыслей, оформления их в соответствии с коммуникативным замыслом.
Таким образом, все средства руководства самостоятельной работой способствуют как более прочному усвоению языка, так и формированию методики учащихся.
Следовательно, самостоятельная работа органично вписывается в учебный процесс.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Это степень соответствия результатов и цели: чем ближе результат к цели, тем выше качество урока, тем он эффективнее.
Для определения качества урока цели и задачи должны быть прописаны в общих единицах, чтоб их можно было сопоставлять, либо должны быть прописаны механизмы и инструментарий сопоставления.
Комплексный результат урока может быть определен через сопоставление результата деятельности учителя (т.е. того, что учитель хотел дать) и результата деятельности учеников (т.е. того, что ученики взяли)
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении "Комплимент" (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Другое по теме:
Формирование вежливости у детей старшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к вывод ...
Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении
программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...
Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку
Тестирование
как метод педагогического исследования означает "целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса ". В основе данной формы контроля леж ...