Чашечка. Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
Иголочка. Открыть рот и выдвинуть далеко вперед узкий язык.
Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя…». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.
Горка. Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык поднять вверх.
Лошадка. Открыть рот и поцокать языком. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.
Грибок. Улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко его открыть…
Коррекция звукопроизношения.
На подготовительном этапе используется артикуляционная гимнастика.
Приемы постановки свистящих и шипящих звуков:
- Используется прием подражания (то есть добиваемся изолированное произношение звука)
- С механической помощью (используются зонды для выработки продольного желобка по средней линии языка и для заведения широкого кончика языка за нижние резцы). Подключаем все анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный).
- Используется прием подражания (то есть добиваемся изолированное произношение звука).
- Отраженное произнесение слов, в составе которых шипящие, свистящие звуки в начале слова, в середине, в конце.
- Ребенок запоминает и произносит слоговые ряды самостоятельно.
- Закрепление правильного звукопроизношения в предложениях, в состав которых входят слова с шипящими и свистящими звуками.
Приемы постановки саноров:
1. Приемы постановки звука Р.
- При отсутствии звука Р – производим выработку проторного звука без вибрации.
- Активно используем упражнение « Дятел» - фиксируем положение языка и предлагаем от опорного звука Д – Д -Др – Др…
- Опорным может являться звук Т.Без голоса с добавлением голоса.
- С механической помощью (использование зонда или шпателя.)
- Вибрация с помощью чистого пальчика, делает сам ребенок.
- Используются опорные звуки (Д, Ш, Ж).
Автоматизация звука проходит:
- Открытый слог (Ра – ро – ры…), закрытый слог (ар, ор…), стечение согласных (дра, дро, дры…).
- Автоматизация в словах ( рот, рама, рога…). Звук, стоящий в начале слова, середине, в конце.
- Автоматизация в предложениях, чистоговорках, скороговорках.
Дифференциация важна при параротацизмах.
Приемы постановки звука Л.
- « Пароход» (И) – ( Л) – (А).
- Постановка с механической помощью « Балалайка» - мизинцем прижимаем кончик языка к небу.
Автоматизация звука в слогах:
А - А – А
Ла – Ла – Ла.
Ла – Ло - Лы.
Лу - Лу – Ла.
- Автоматизация в стихах, в словах: в начале слова (лампа, лук…), в середине (пила, молоко…), в конце (пол )
- Можно составить предложение по опорным картинкам или опорным словам.
- Автоматизация в чистоговорках ( ЛА ЛА ЛА – запилила пила
ЛО – ЛО – ЛО у меня весло…).
-Автоматизация в речи.
Работа над дыханием.
Цель: выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи, развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха. Увеличить объем дыхания.
Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и « слышать» свой вдох.
Другое по теме:
Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном
образовательном учреждении
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов д ...
Цель, задачи, методика проведения исследования
Данная работа была проведена на базе МДОУ № 69 комбинированного вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 8 января по 14 февраля 2008 года. Цель нашего исследования: изучение фонетико – фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом. Задачи: 1. Обследоват ...
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошад ...