В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования. Анализ практики обучения у нас в стране и за рубежом, исследования, проводимые Институтами РАО и МО РФ, концепции четырёхлетнего (В.В.Давыдов, А.М.Пышкало и др.) и шестилетнего ( В.Ф.Кривошеев ) начального образования, опубликованные в 1992 году, позволили выделить наименее разработанные и наиболее сложные вопросы в структуре и содержании начального обучения.
Поскольку развивающееся демократическое государство ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, целенаправленной деятельностью обеспечивающих развитие России, то и основные цели обучения детей в школе связаны со всемерным развитием личности ребёнка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности воспитанников.
Из этого вытекают требования к начальной школе. Интенсивное развитие общества, использующего новые технологии, возможно при условии реализации в процессе обучения не только образовательной, но и развивающей функции обучения, связанной с развитием мышления учащихся, с овладением ими приёмами и способами умственной деятельности. Развитие творческих возможностей детей возможно при осуществлении полной преемственности между дошкольным воспитанием, начальным и средним образованием, что требует пересмотра структуры образования на начальном этапе.
Новая структура начальной школы должна:
· помочь учащимся развить не только интеллектуальные, но и духовные, физические задатки; реализовать свои интересы и склонности; выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
· научить детей приёмам деятельности в коллективе; бережному заботливому отношению к окружающей среде;
· создать условия для успешного перехода учащихся к обучению на всех ступенях начального и основного звеньев в системе девятилетнего обязательного образования; для развития независимого творческого мышления; для обучения разноспособных учеников; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
· поощрять самовыражение и уверенность учащихся в себе, их стремление брать на себя ответственность за свои действия.
Две системы знаний – содержания предметов и способов его усвоения – должны стать объектом внимания учителя и детей, так как эффективность обучения связывается не только с объёмом полученной информации, но и с теми качественными изменениями, которые происходят у учащихся по мере овладения ими способами умственной деятельности.
Особенностью новой школы является и то, что здесь в более полном объёме формируется и развивается учебная деятельность, т.е. умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования.
При создании новой системы обучения, в центре которой стоит ребёнок (личностно-ориентированное обучение), необходимо опираться на этапы интеллектуального развития ребёнка, на особенности его познавательной активности.
В соответствии с логикой развития познавательных способностей детей, формирования и развития учебной деятельности обучение в начальной школе необходимо начинать с планомерной, систематической к нему подготовки и с изучения интегрированных курсов. При этом необходимо выделить два условия интеграции: в подготовительный период и в начале обучения на 1 ступени интеграция возможна на уровне межпредметных связей; на 1 и 2 ступенях обучения новой начальной школы – на основе осуществления глубоких связей единого курса, который в традиционной школе искусственно раздробляется.
Переход на предметное обучение должен осуществляться постепенно в младшем подростковом возрасте в связи с нарастанием и углублением содержания предметов. Именно этот возраст характеризуется зарождением интереса к отдельным предметным знаниям.
Другое по теме:
Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному
искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...
Компоненты вычислительной культуры
Трудно, а может быть даже невозможно дать исчерпывающее определение музыкальной культуры индивидуума или его культуры мышления, да и вообще понятие культуры вряд ли поддается однозначному определению. Можно лишь попытаться выделить те элементы, наличие которых является необходимым признаком культур ...
Характеристика эмпирических исследований
К методам эмпирического исследования следует отнести: изучение литературы документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование. К более общим методам этого уровня относятся обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая ...