Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
«Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде», - отмечает В. Фокина.
Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать».
Старая антропоцентрическая парадигма довольно ярко представлена и во многих методических рекомендациях по экологическому образованию дошкольников. Например, выбор объектов для наблюдений зачастую основывается на традиционных взглядах «человек — мера всех вещей».
Потребительский подход в данном случае проявляется особо парадоксально: живые организмы уничтожаются или повреждаются для решения задач экологического образования. Например, многие авторы рекомендуют срезать для наблюдений ветки различных деревьев. В одном из пособий приводится конспект занятия «Сравнение веток деревьев и кустарников», одной из задач которого является воспитание «бережного отношения к деревьям и кустарникам». Для проведения занятия воспитателю понадобятся «ветки деревьев и кустарников, принесенные из леса: тополя, липы, березы, бузины, смородины размером 20—25 см (по 1 ветке на каждого ребенка!) и большие ветки лиственных и хвойных деревьев длинной 50—60 см в вазах». Наблюдения иллюстрируются стихотворением «Мы в лесу собрали ветки, принесли их в детский сад .»
Потребительский подход отражается и в подборе к этому занятию пословиц будто бы природоохранного содержания: «Возле леса жить — голодному не быть», «Что в лесу родится — во дворе годится». В другом пособии рекомендуется использовать для знакомства детей с насекомыми «модели живых или засушенных насекомых, в частности, засушенных пчел».
Те же авторы предлагают при знакомстве дошкольников с «дикорастущими цветами» (подснежниками, колокольчиками, ландышем, ромашкой и т.д.) собрать букеты живых цветов, что «будет хорошим дополнением к празднику». В некоторых детских садах можно даже встретить прозрачные емкости с формалином, в котором плавает препарированная лягушка, на примере которой дети должны, видимо, знакомиться с внутренним строением земноводных. Подход «человек — мера всех вещей» проявляется и в сборе коллекций живых объектов, использовании чучел, подборе животных для уголка природы.
Возможно, с точки зрения познавательной деятельности коллекции бабочек, жуков, чучел зверей, птиц дают ребенку более реальное представление о животных, чем знакомство с ними по картинкам. Однако с позиции экологического образования, основанного на новой экоцентрической парадигме, с позиции биоэтики такой подход должен быть исключен из практики детских садов. Лучше вести наблюдения в живой природе, использовать слайды, видеофильмы. Кроме того, экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного.
Другое по теме:
Анализ собственного стиля педагогической деятельности
практиканта
При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранен ...
Система работы
классного руководителя
Рассматривая систему работы классного руководителя необходимо изучить три направления: работа со школьниками, работа с учителями – предметниками и взаимодействие с родителями учащихся. Работа классного руководителя со школьниками. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, ре ...
Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников
эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному: Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Приобщение дете ...