В государственном образовательном стандарте по иностранному языку чтение является доминирующим видом речевой деятельности и в качестве ведущего коммуникативного умения оно выступает в трех его видах: с пониманием основного содержания, с полным пониманием и с извлечением выборочной (нужной или интересующей информации). В связи с этим решающая роль при выведении суммарной оценки уровня обученности по иностранному языку будет принадлежать результатам, достигнутым в области чтения по которым судят о сформированности лексических и грамматических навыков речи.
Формы проверки коммуникативных умений в разных видах речевой деятельности обусловлены характером деятельности. При проверке рецептивных коммуникативных умений (чтение и понимание на слух) отдается преимущество тестам. Они удобны для проведения как текущего, так и итогового контроля по следующим причинам:
а) простотой процедуры выполнения;
б) квалиметрическими качествами, т. е. удобством количественного выражения качества выполнения задания;
в) мелкой дозировкой учебного материала;
г) легкостью осуществления обратной связи;
д) возможностью непосредственной фиксации результатов;
е) стандартностью структуры.
Стандартизированные тесты должны обладать следующими характеристиками:
1. они основываются на фиксированном (стандартном) содержании, которое в свою очередь может, или точнее должно быть основано на теории языковой компетенции;
2. наличие стандартных процедур проведения тестирования и оценки
результатов, которые должны выполняться при каждом администрировании (проведении теста);
3. стандартизированные тесты тщательно проверены в ходе эмпирического исследования и их статистические характеристики надежно определены.
Особенно четко должны быть установлены их измерительные качества.
Проверочные задания (тесты и тестовые задания), используемые в процессе государственного централизованного контроля, должны быть по форме аналогичны тем, которые применяются в процессе обучения.
Среди многочисленных типов заданий, которые используются для составления тестов и контрольных работ, чаще всего встречаются следующие:
- перекрестный выбор (matching);
- альтернативный выбор (true-false);
- множественный выбор (multiple choice);
- упорядочение (rearrangement);
- завершение/ окончание (completion);
- замена / подстановка (substitution);
- трансформация (transformation);
- ответ на вопрос (answers to questions);
- внутриязыковое перефразирование (paraphrase);
- межъязыковое перефразирование (translation);
- клоуз-процедура (cloze procedure) и т. д.
Уровень государственного стандарта можно считать достигнутым при правильном выполнении школьником не менее шестидесяти процентов тестов и тестовых заданий.
При измерении уровня обученности основам лексических и грамматических навыков школьникам предлагается выполнить три серии заданий по каждому из видов чтения: ознакомительному, изучающему и поисковому. Выполнение четырех из шести заданий в каждой серии обеспечивает достижение элементарной коммуникативной компетенции по чтению, а шести заданий из восьми - продвинутой коммуникативной компетенции.
Специфика тестов для контроля лексических и грамматических навыков во время чтения заключается в следующем:
• прежде всего, тесты помогают сосредоточиться на извлечении информации с нужной полнотой и глубиной;
• стимулируя интеллектуальную активность учащихся, тест требует минимального применения продуктивных форм;
• тест - хороший инструмент адаптации, так как сам материал теста служит подкреплением;
• облегчая и убыстряя понимание, тест дает возможность предъявить большие требования к объему чтения.
Для контроля понимания в процессе чтения целесообразно использовать как наиболее адекватные избирательные тесты множественного выбора в следующих разновидностях:
а) выбор правильного ответа на вопрос;
б) завершение начатого высказывания на основе предложенных тезисов;
в) расположение по порядку, группировка фактов;
г) перекрёстный выбор, установление соответствий;
д) вычеркивание специально вставленных лишних слов;
е) заполнение пробелов специально пропущенными словами.
Важно, что функциональный стиль и связанный с ним вид чтения сказываются на количестве тестовых заданий; для изучающего чтения их требуется больше, чем для просмотрового и ознакомительного. Есть и качественное различие в тестах. Оно кроется в сущности предлагаемых альтернатив, характер которых должен видоизменяться в зависимости от функционального стиля и связанного с ним видами чтения.
Другое по теме:
Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в
России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно ...
Приемы прикидки и оценки результата как приемы эвристического поиска
Поиск решения той или иной задачи на вычисления можно осуществить несколькими способами. Первое, что приходит на ум, сразу приступить к вычислению, даже с виду громоздкого примера. Это так называемый метод проб и ошибок. Задача будет решена, но весь вопрос в том сколько времени и усилий уйдет на эт ...
Система образования в России
Национальная доктрина и модернизация образования в России. В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя при ...