Рассмотрим методы психотерапевтического воздействия при реализации психотерапевтической функции в работе социального педагога посредством игротерапии, сказкотерапии и арттерапии.
Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия.
По мнению многих исследователей, игра, в процессе которой ребенок должен чувствовать себя в безопасности и быть принятым, способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики: А.С. Спиваковская, Л.А. Абрамян, А.И. Захаров, А. Варга, И. Выгодская и др.
Основным принципом коррекции игротерапией, по мнению А.С. Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.
Л.А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных эмоциональных состояний детей средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоциональной личностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.
Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарскогои А.И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера.
Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре :
· играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;
· ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект.
В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим использованием, как подготовкой к взрослой жизни. Авторы этих исследований: С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Лэндрет и др.
Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, снятия напряжения, страхов и фантазий. Ребенок разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение .
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка.
К. Мустакас выдвигает идеи относительно материала, применяемого в процессе игротерапии. Он говорит о необходимости применять как структурированный, так и неструктурированный игровой материал. К неструктурированному материалу относятся: вода, песок, глина, пластилин. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: поверхность луны, зыбучие пески, пляж, чистящее вещество. Возможности их применения безграничны. Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное и холодное оружие), прямое выражение собственных желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (телефон, телеграф, поезда, машины). Предполагается, что возраст от четырех до двенадцати лет является оптимальным для применения этого метода.
Игровая терапия представляет собой взаимодействие педагога с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств педагогом.
В игровой терапии взаимоотношения определяются большей частью через действия, нежели словами.
Существует четыре типа терапевтических взаимоотношений :
1) теплота и отзывчивость со стороны педагога;
2) предоставление достаточной свободы выражения чувств;
Другое по теме:
Использование
вокальной методики М. Глинки на уроках Козловой М.Б
Козлова Мария Борисовна отмечает, что вокальные навыки необходимо воспитывать на первоначальном этапе. В своей работе она использует «концентрический» метод М. И. Глинки, который является фундаментом певческого воспитания детей. Сущность метода такова: · Развивать голос следует исходя из примарных, ...
Сущность понятия «речевые умения»
Поскольку объектом работы является процесс развития речевых умений, в первую очередь необходимо рассмотреть и сравнить определения «речевых умений». Зимняя И.А. определяет умения как способы успешного выполнения действий, опирающихся на знания; способность человека выполнять какую-либо деятельность ...
Методы и формы работы по воспитанию гуманного
отношения к животным
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи: Формирование представлений о животных; Развитие эмоционально-положительного отношения к животным; Воспитание гуманного бережного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, ...