Новая педагогика » Занимательное изучение лексики и фразеологии » Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Страница 3

Торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать.

Загадки

Я синоним – осьминога,

А без с – в метле нас много.

Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я …

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток;

Пока начнётся новый акт,

Мы называем всё …;

На время что – то прекратив,

Мы объявляем…;

В борьбе, труде устали слишком –

Дают уставшим…;

После урока непременно

Нужна ребятам…

Антонимы

Антонимы – это слова с противоположным значением, обозначающие контрастные понятия. Как правило, к антонимам относят разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные антонимы, образованные с помощью антонимичных и отрицательных приставок.

При подборе антонимов не следует упускать из виду явления многозначности и омонимичности: слову мелкий в значении глубины соответствует антоним глубокий, а в значении величины, размера – крупный.

Занятия по подбору антонимов не только обогащают словарный запас учащихся, но и развивают их мышление, делают их речь логически последовательной, яркой и эмоциональной.

Загадки – складки

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, а зовут меня - …

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я …

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь…

Игры с антонимами

Назвать пару слов – неприятелей (соперников, “слов-наоборот”).

Среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа (высокий – большой – низкий).

- “ Выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу”.

Слова подбирала, связанные по ситуации, которые вне контекста не являлись антонимами, тем самым осложняла выбор. Обязательно просила дать аргументированный полный ответ, активизируя мышление, развивая навыки построения связного высказывания. Например, из ряда лесник – лес, охота, дровосек, дети выбрали слова-соперники лесник и дровосек. Потому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает.

“Закончи предложение словом-неприятелем”.

Более сложный вариант выполнения задания, поскольку при ответе дети опирались только на свой активный словарь (У подберезовика ножка темная, а шляпка…). Затем нужно было повторить пару антонимов светлая – темная. Придумать свое предложение с этой парой.

Березовая кора светлая, а еловая… темная.

- “Сравни”. Детям предлагались два предмета и параметр, по которому их можно противопоставить. Нужно было построить предложение с противительным союзом “а” и самостоятельно подобрать нужную пару антонимов. Например, сравни по высоте куст и дерево – Дерево высокое, а куст низкий. словарный запас игра урок

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека. Задачи эмпирического исследования: - провести диагностику уровня формир ...

Содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе
Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: реализовать содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами был ...

Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность
«История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru