Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся.
Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствовать выпускникам приступить к занятиям высшего порядка. Перестраивая гимназию, М.В.Ломоносов выделил две ступени: ординарную и экстраординарную школы. Ординарная школа имела три класса, каждый из которых отличался продолжительностью обучения и набором изучаемых предметов. Экстраординарная имела отделения по изучению языков.
М.В. Ломоносов разработал учебный план, в котором школьные предметы делились на обыкновенные и дополнительные. Дополнительные предметы не должны были изучать менее способные ученики или «великовозрастные» (таблица 1, 2.).
Таблица 1
Основные предметы
Класс |
Предметы обыкновенные | ||
Русский язык |
Латинский язык |
Начатки философии и математики | |
Старший |
Стилистические упражнения в прозе и стихах и толкование текстов |
Стилистические упражнения в прозе и стихах |
Излагаются правила логики |
Средний |
Грамматика и риторика |
Заканчивается грамматика, толкование авторов |
Преподается геометрия и география |
Низший |
Упражнения в быстром и правильном чтении, в письме |
Первые основы латинского языка |
Изучаются арифметические действия |
Таблица 2
Дополнительные предметы
Класс |
Предметы обыкновенные | ||
Греческий язык |
Немецкий язык |
Французский язык | |
Старший |
Обучение греческому языку. После в университете каждый по собственному почину может завершить его у профессора |
Занимаются стилистикой и переводами на немецкий язык |
Стилистика и переводы |
Средний |
Излагается немецкая грамматика |
Грамматика |
Н.И. Пирогов, предвидя потребность России в культурных, грамотных людях, составил проект школьной системы, в котором должны были сочетаться реальное и классическое образование. Важный принцип построения будущей школьной системы — преемственность (Таблица 3).
Таблица 3.
Система образования по Н.И. Пирогову
Университет или высшие учебные заведения Классическая гимназия (срок обучения 5 лет) Классическая прогимназия (4 года) |
Высшие специальные учебные заведения Реальная гимназия (3 года) Реальная прогимназия (4 года) |
Элементарная (начальная) школа (2 года) |
Первая ступень школы должна быть общей для всех слоев населения. Из элементарной школы, обучение в которой ограничивалось двумя годами, учащиеся могли идти только прямо в «жизнь» или в прогимназию. После единой начальной двухгодичной школы Пирогов предлагал получение дальнейшего образования через прогимназии и гимназии (реальные и классические) с выходом в высшие специальные учебные заведения. Прогимназии в предлагаемой Пироговым системе образования делились на два типа — реальные и классические с четырехлетним сроком обучения. Важно и то, что если ученик окончил реальную прогимназию и у него изменились планы, он имел право поступать в третий класс классической прогимназии.
Другое по теме:
История и перспективы экологического образования
проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских д ...
Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...
Активизация учебно-познавательной деятельности на
уроках природоведения
Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизир ...