Как показала постэкспериментальная диагностика, общий уровень сформированности речевых умений учащихся остался по-прежнему низким. Тем не менее, двое учащихся показали высокий уровень развития речевых умений. Средний уровень был выявлен у двух учащихся. Учащихся с уровнем ниже среднего оказалось четверо, с низким уровнем – пятеро. Графические результаты постэкспериментальной диагностики представлены в диаграмме на Рисунке 2. Сравнив диаграммы до реализации программы и после, мы можем увидеть, что число учащихся с низким уровнем сформированности речевых умений сократилось с 61% до 39%. Таким образом, можно заключить, что у отдельных учащихся наметился прогресс в овладении речевыми умениями.
Подводя итог, можно сделать вывод о некоторой эффективности разработанного комплекса упражнений и о повышении качества монологической речи как у отдельных учащихся, так и у всего класса в целом.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами, в работе рассмотрены теоретические характеристики процесса совершенствования речевых умений старшеклассников на уроках иностранного языка. Анализ научных источников по теме позволил дать оптимальное для данного исследования определение термина «речевые умения» – способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе выработанных навыков и приобретенных знаний.
Рассмотрев основные теоретические характеристики понятия «монологическая речь», мы пришли к выводу, что ей свойственна последовательность, логичность, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность, тематичность высказывания и синтаксическая усложненность. Помимо того, выяснено, что в обучении монологической речи следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся; так, на старшей ступени обучения иностранному языку учащиеся способны самостоятельно рассуждать, управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
Изучив способы совершенствования речевых умений, мы выяснили, что на старшем этапе обучения английскому языку на первый план выдвигается коммуникативная и познавательная деятельность учащихся, поскольку одной из главных задач обучения английскому языку на старшем этапе является совершенствование умений устного общения и расширение сферы общения учащихся.
В соответствии с темой нашей работы, мы рассмотрели специфику работы с текстом на уроках иностранного языка и выяснили, что она включает три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый, которые целесообразно соблюдать при изучении любого текста.
Первый этап экспериментального обучения представлял собой диагностику уровня сформированности монологических умений старшеклассников, которая проводилась методом устного опроса. Анализ монологических высказываний учащихся осуществлялся по десяти показателям: соответствие высказывания указанной теме, правильность языкового оформления высказывания, корректность темпа речи и др.
Данные полученные в ходе диагностики, позволили сделать вывод о достаточно низком общем уровне сформированности речевых умений учащихся: более половины (61%) показали низкий уровень.
Второй этап состоял собственно из экспериментального обучения и контрольного среза. Цель экспериментального обучения заключалась в определении эффективных способов использования пересказа для развития речевых умений старшеклассников. Для этого был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие навыков работы с текстом и обучение монологической речи на базе текста.
Работа над текстом проходила в три этапа. На предтекстовом этапе антиципации, учащимся предлагались задания на работу с заголовком; использование ассоциаций, связанных с именем автора; формулировку предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, ознакомление с новой лексикой и определение тематики, проблематики текста на основе языковой догадки.
На текстовом этапе мы применяли упражнения на подбор заголовка; поиск предложений с предложенными словами/грамматическими явлениями; поиск конкретной информации в тексте; нахождение описания чего-либо; доказательства.
Другое по теме:
Факторы
наглядности обучения
1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. 2. Познавательный процесс требует включения в овла ...
Критика реализации аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Одно из направлений анализа задается вопросом: « На сколько точно и полно реализован аксиоматический подход. Основанием для анализа здесь является сравнение логики построения учебного текста с идеальной моделью. Идеальная модель описана в параграфе 1.3. Рассмотрим логику построения учебного курса. ...
Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по
дисциплине «Экономика»
Контроль знаний и умений учащихся по дисциплине «Экономика» является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учен ...