Проектирование как тип деятельности направлено на реализацию человеком своих идеальных схем и образов. Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя канонической культуре.
Проектная культура в предельном смысле предполагает соорганизацию культурных образов (идеалов), их деятельностное включение и рефлексию, производящую соотношение идеального с реальным.
Следует отметить, что современное гуманитарное проектирование ориентировано на культурно-знаковые программы – дизайн-программы. В структуру таких проектов входят эстетическая и этическая концепции, авторы которой претендуют на моделирование целостного образа мира. В этом смысле Мир для современного проектировщика является проблемой – это своеобразная плата за приобретение свободы организации Мироздания.
Дизайн–проектирование предусматривает ценностно-эстетическую рефлексию человека, с помощью которой возможно осуществить социально-культурное моделирование в единстве его объективной целесообразности и субъективно-ценностных переживаний (и осмысленности) человека. То, есть идея дизайн-проектирования состоит в придании единства окружающей действительности, осуществления синтеза культурных образцов, ценностных смыслов и художественных форм.
Таким образом, гуманитарное проектирование может занимать важнейшее место в современном образовании, а именно – место организации системной целостности окружающего Мира.
По существу проектное мышление есть современный способ моделирования культуры. Таким образом, в дизайне материалом моделирования являются различные жизнедеятельностные системы.
Проектное мышление (в противоположность научному) не имеет предметной организации (как, например, физика, химия), его культурная функция – проблематизация ценностей, идеалов, культурных образцов. Этим дизайн принципиально отличается от технических видов проектирования, которые организуются и функционируют как предметные деятельности. Так понимаемый дизайн есть проектная деятельность, преодолевающая барьеры специализации и соответственно принадлежит в Современности к массовым практикам.
Антропологическая составляющая процесса гуманитарного проектирования очень важна в современном воспитании и образовании. За счет осознания возможности творческой реализации, претворения своего замысла в реальность человек знакомится с феноменом свободы. За счет этого создается ситуация самоопределения, как проблемная ситуация для полагания должного – ориентира для самоорганизации.
Поэтому "проект" в образовании есть не только по-новому, системно организованная деятельность, а практика построения и реализации образцов, определяющая собственную индивидуальную организацию.
В само проектирование как образовательный процесс могут быть втянуты различные социокультурные проблемы в зависимости от поставленных образовательных задач. При этом разрешение этих задач должно приводить к реализации как минимум двух образовательных функций:
1) Освоение методов проектного Мышления и Деятельности;
2) Организация людьми таких систем жизнедеятельности, в которых они хотели бы жить и действовать в реальном Будущем.
Детско-взрослый проект - особая форма организации совместной деятельности школьников и учителей (реже - "взрослых" не из системы образования), в которой "образовательный" эффект, если он и есть, подчинен конкретному практическому результату.
Проект непременно приобретает черты детско-взрослого при постоянном образовательном сопровождении проектной деятельности по отношению к проведению рефлексии.
У педагога, курирующего молодёжный проект, организующего рефлексию оснований (нередко трансформирующихся в ходе работы) и полученных результатов, возможны две позиции.
Можно просто работать на то, чтобы у молодых людей происходило самопознание; можно создавать условия для того, чтобы они максимально раскрыли свои способности, реализовали свой творческий потенциал, а потом приняли решение: "Я хочу в жизни заниматься вот такой деятельностью, я буду для этого приобретать вот такие и вот такие знания и навыки" - завершающим моментом становится акт выбора будущей "серьёзной" деятельности. В этом случае молодой человек рассматривается как бы "сам по себе", в отрыве от ситуации, сложившейся вокруг него в его родном городе, на его территории; в отрыве от насущных проблем, назревших "здесь и сейчас"; в отрыве от перспектив развития этой территории.
Другое по теме:
Проблема развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.». Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истор ...
Методика составления тестов
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку чтение является доминирующим видом речевой деятельности и в качестве ведущего коммуникативного умения оно выступает в трех его видах: с пониманием основного содержания, с полным пониманием и с извлечением выборочной (нужной или интер ...
Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми
Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид насекомого, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, р ...