Новая педагогика » О возможности постановки образовательной задачи в детско-взрослых медиа-проектах » Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности

Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности

Страница 2

И здесь кроется опасность. Если не отталкиваться от ситуации в обществе, в которой молодому человеку предстоит действовать "всерьёз", то становится не очень понятно, относительно какой реальности происходит самоопределение молодого человека, когда он осуществляет пробный проект.

В самом деле, внутренние позывы и интенции - вещь важная, но они могут прийти в противоречие с внешними, прежде всего социальными и культурными условиями. Скажем, выбранная деятельность или образ действия оказывается никем не востребованной или неадекватной в сложившейся ситуации; или, что нередко происходит, деятельность, будучи в целом востребованной, встречает противодействие отдельных лиц или группировок, которое приходится преодолевать разными способами.

С другой стороны, реальная ситуация в экономике, общественных отношениях, управлении, духовно-культурной сфере создаёт не только ограничения, но и целые наборы возможностей для действия. Карта возможных жизненных выборов (и их предполагаемых последствий) формируется общественной ситуацией. И если не принимать её в расчёт, не включать сознательно в горизонт, в котором разворачиваются пробные, детско-взрослые проекты, то сам этот горизонт невероятно сузится, а самоопределение будет происходить относительно достаточно узкого и с большой вероятностью случайного и банального набора возможностей и возможных деятельностей.

Третий аспект опасности, происходящей от игнорирования при разворачивании программы учебных детско-взрослых проектов, состоит в том, что многие проекты рискуют оказаться надуманными, не находящими себе ни места, ни объяснения в реальной жизни, реальном опыте молодых людей - и от этого, естественно, существенно падает интерес к проектной деятельности, а тем более - к её осмыслению.

Не говоря уже о том, что при вышеописанном подходе сама сфера социально значимой деятельности теряется для молодых людей; что они - с их энергией и способностями! - оказываются выключенными из процесса решения актуальных проблем - и из процесса принятия решений, способных оказать важное влияние на их будущую жизнь. Один только педагогический интерес настоятельно требует включения социального контекста в разработку пробных детско-взрослых проектов, требует постановки вопроса о социальной значимости продукта, ожидаемого от проекта.

И отсюда проистекает вторая возможная позиция педагога, курирующего проект. Он не просто организует осмысление того, что планируется сделать, и того, что уже сделано, но намеренно вводит в проектирование, в реализацию, в оценку результатов проекта реалии социальной и культурной жизни, сюжеты, порожденные "вызовами времени" и конкретными проблемами, которые важно решить - важно для судеб самих молодых людей. Даже если проект напрямую не касается этих вызовов и проблем, даже если он изначально является продуктом творческого самовыражения молодых людей, - важно задать вопрос о смысле его осуществления, о востребованности результатов проекта кем- то, кроме самих авторов, о возможной значимости этих результатов для решения реальных социальных проблем.

Словом, если в пробных детско-взрослых проектах основной целью взрослых является самоопределение молодых людей и выход их на реальную деятельность, плюс к тому – позиционирование этой деятельности в социальном и культурном контексте, определение ее места среди многих действий, формирующих процесс развития территории, то, когда речь заходит о проектах реальных, о реальном продукте и реальной социальной значимости, целью куратора становится обеспечение возможности осуществить проект. Идеальным итогом стоит считать освоение молодыми людьми всего объёма знаний и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной работы проекта, а также включение проекта в систему общественно признанных деятельностей.

Отметим теперь некоторые возможности, открывающиеся именно за счёт детско-взрослых проектов в образовани.

1. Возможность конкретного, предметного и "осязаемого" результата порождает совсем иную мотивацию для школьника, чем мотивация чисто учебная - мотивацию личного достижения. Школьник может сказать себе: "У меня получилось!"; опыт такого достижения и желание его воспроизвести мобилизует личный ресурс, в том числе и для достижения задач, традиционно считавшихся учебными (если освоение новых знаний и способов является условием для того, чтобы получилось).

2. В отличие от "предметного" содержания образования, по необходимости универсального, претендующего на актуальность "всегда и везде", проект - всегда здесь и сейчас. Следовательно, содержанием проектов могут становиться актуальные проблемы той территории, где живёт школьник. Стоит ли говорить, насколько это важно для присвоения "малой родины", появления к ней личностного отношения (и насколько больше смысла это имеет, чем все разговоры о патриотизме, остающиеся разговорами!).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Педагогические взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотел ...

Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущност ...

Реализация аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Возьмем за основу введенные в пункте 1.3. аксиомы евклидовой геометрии и сравним с ними аксиомы, вводимые А. В. Погореловым, обращая внимание на порядок их введения. А. В. Погорелов начинает учебник со свойств принадлежности точек и прямых, аксиома 11 (хотя здесь А. В. Погорелов не называет это акс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru