Классу задавались вопросы, вызывающие их на дискуссию с учителем, на диалог с ним.
6) Большое значение имело также и целенаправленное проведение словарной работы при анализе текста.
В 6-й главе текста встречается фраза: «Петр вырос как тепличный цветок».
Учитель просит объяснить, как дети понимают это выражение.
Основная словарная работа, как всегда, проводилась в процессе анализа текста и была связана со смысловым разбором текста. Учащимся предлагалось самостоятельно найти в тексте незнакомые им слова. Для выяснения значения слова они ориентировались либо на толковый словарь для школьника, либо на товарищей по классу. В том и другом случае значение слова обсуждалось, уточнялось применительно к тексту.
7) На заключительном этапе работы с произведением полезными являются задания, направленные на развитие смысловой догадки, умения анализировать поступки героев, их характер и на основе этого прогнозировать их дальнейшее поведение. Читая и анализируя 11-ю, последнюю главу, учащимся было предложено ответить на такой вопрос:
«Как вы думаете, чем закончилась эта история?».
8) На обобщающем уроке по произведению В.Г. Короленко «Слепой музыкант», для продолжения работы по установлению смысловых связей и выявлению основной мысли восьмиклассниками предлагалась работа с пословицами. Эта работа организовывалась следующим образом: каждой паре одноклассников была дана часть пословицы и ее окончание в двух вариантах. Каждая пара школьников, обсудив задание, должна была выбрать нужное окончание, объяснить смысл пословицы и подумать над тем, подходит ли она к тексту, возможно к какому – то конкретному эпизоду, и если подходит, то объяснить почему.
Организуя работу в парах, особое внимание уделялось личным предпочтениям детей, не допускалось принуждение ребенка к общей работе. Занятие совместной самостоятельной деятельностью проходило в течении 10-15 минут. После чего восьмиклассникам предлагалось обменяться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
В работу с произведением Л.Н. Толстого «После бала» был включен ряд заданий:
1) Использование элементов драматизации;
2) Работа над описанием персонажей и их характеристикой;
3) Работа над выборочным чтением:
А) Найти в тексте и прочитать с нужной интонацией слова, подтверждающие жестокость полковника;
4) При пересказе части (отрывка) использовался игровой момент «передай эстафету». Начинает пересказ сильный ученик, а заканчивает более слабый. Если конец текста оказывается сложным по смыслу, то для понимания дальнейших событий «эстафету» подхватывает учитель, фактически помогая ученикам глубже проникнуть в содержание произведения.
5) Обсуждение возможных вариантов продолжения рассказа.
Задание на прогнозирование дается после прочтения и разбора всего текста.
6) Учитель дает задание учащимся сделать дома иллюстрации к различным эпизодам рассказа. На уроке предлагается пересказать текст, опираясь на рисунки. Для этой цели рисунки детей прикрепляются обратной стороной на магнитную доску.
Первый ученик выходит к доске, переворачивает первую иллюстрацию, рассказывает, какой отрывок текста на ней изображен. Дети находят этот отрывок в тексте учебника, оценивают правильность и точность его пересказа. Следующий ученик, выйдя к доске, должен не переворачивая рисунок, догадаться о продолжении сюжета, рассказать его, а уже за тем перевернуть иллюстрацию, убедиться в правильности или неправильности своего ответа.
Учащиеся следят за точностью и полнотой его пересказа по тексту, поправляют и оценивают выступление одноклассника. Таким образом, работа продолжается со всеми иллюстрациями.
Другое по теме:
Общие сведения об Успенской начальной школе
В МОУ Успенской СОШ работает 3 учителя начальных классов. Белецкая Г.Н. – учитель ΙΙ квалификационной категории, 33 года педагогического стажа, классный руководитель 2 класса. Федоренко Р.А. – учитель Ι квалификационной категории, 30 лет педагогического стажа, классный руководитель 1 ...
Программа работы с одаренной
молодежью в СГУ
Организация работы с одаренными учащимися в системе довузовской подготовки С целью совершенствования механизмов выявления, отбора одаренных школьников – будущих студентов университета, создания условий для развития их творческих возможностей целесообразно: - реализовать сетевой подход к объединению ...
«Очарование» - программа альтернативная
Программа «Очарование» была предложена доктором педагогических наук, заведующей кафедры методик физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов Академии физического воспитания и спорта Ларисой Дмитриевной Глазыриной Программа по физическому воспитанию «Очарование» состоит из 3 направлений ...