Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.
Использование выразительных движений создает у ребенка чувство удовольствия, радости. Ощущение радости в жизни появляется после преодоления чего – то, как результат событий и стечения обстоятельств, поэтому игры и этюды построены в основном на принципе противопоставления: страдание – удовольствие, борьба – радость победы и т.п.
а) «Цветок»;
б) «Первый снег»;
в) «Встреча с другом»;
г) «Битва»;
д) «Два клоуна»;
е) «Чунга – чанга»;
ж) «Хорошее настроение»
Отрицательные эмоциональные реакции проявляются уже в первые дни жизни новорожденного. Ребенок сообщает о них окружающим криком, гримасой неудовольствия.
Произвольно изображать грустное настроение ребенок способен с 4 лет. Этюды на выражение этих эмоций способствует осознанию своего собственного состояния, а также пониманию и сочувствию печали других.
а) «Северный полюс»;
б) «Ой-ой, живот болит!»;
в) «Я так устал»;
г) «Остров плакс»;
д) Золушка
Сначала чувство отвращения связано у ребенка только с прием пищи. Чувствовать отвращение по отношению к себе он может ощущать примерно с пяти лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, ведет к страданию или агрессии. Отвращение к самому себе понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет в депрессии.
Этюды на выражении этой эмоции направлены на то, чтобы смягчить ее.
а) «Соленый чай»;
б) «Грязь»;
в) «Гадкий утенок»
Гнев у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губой, сжатыми кулаками и активной жестикуляцией.
Отличить улыбку от мимики угрозы дети могут уже ко второму году жизни. В дошкольном возрасте дети часто путают понятия «сильный» и «гневный». Произвольно выразить гнев практически невозможно, т.к. его проявление связано с вегетативными (внутренними) компонентами. Неспособность выразить справедливый гнев приводит к нарушению ясности мышления, усложнению отношений с другими людьми и физическим заболеваниям, вызванным психологическими причинами.
а) «Король Боровик»
Часто дети, не отделяя вымысел от реальности, начинают бояться персонажей из сказок, особенно Змея Горыныча, Бабу – Ягу, Кащея Бессмертного и т.п.
С 6-7 лет дети могут бояться несчастий с близкими, пожаров, катастроф. Эти страхи обычно – возрастные явления, но они могут привести к агрессивности, нервозности, ухудшению сна, аппетита.
Возможно «заражение» страхами, когда, например, ребенок начинает бояться темноты, если ее боятся дети вокруг него.
Этюды на выражение страха способствуют повышению устойчивости к нему, а использование вместе с ними других методических приемов (например, рисование страхов, проигрывание ролей тех персонажей, которых ребенок боится, «превращение» этих персонажей в ходе игры в добрых и т.п.) может способствовать и полному исчезновению устойчивых страхов.
а) Страх;
б) Момент отчаяния;
в) «Ночные звуки»
Между виной и стыдом есть существенная разница. Стыдно бывает из-за любых ошибок, а вина возникает при нарушении каких-то моральных норм. Вина – это осуждение своего поступка и самого себя. Эту эмоцию сопровождают раскаяние и снижение самооценки. Испытывая вину, человек низко наклоняет голову, отводит глаза, краснеет. Это социальная эмоция. Ее возникновение невозможно без принятия моральных норм и ценностей.
Этюды на выражение вины могут быть использованы для снятия напряжения. Эти этюды помогают развивать выразительные движения, познавать принятые в обществе правила и соответственно на них реагировать.
Другое по теме:
Действующий актив
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах все ...
Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...
Методика составления тестов
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку чтение является доминирующим видом речевой деятельности и в качестве ведущего коммуникативного умения оно выступает в трех его видах: с пониманием основного содержания, с полным пониманием и с извлечением выборочной (нужной или интер ...