2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.).
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).
4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).
5. Методы воспитания.
6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.).
7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.
8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.).
9. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги и т.д.; их педагогические принципы и мысли) [8, с.99].
Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую - отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо-шовинистическую - проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики заключается прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Другое по теме:
Пути и средства сенсорного воспитания детей с умеренной и
тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Сенсорное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учето ...
Методы и формы работы по воспитанию гуманного
отношения к животным
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи: Формирование представлений о животных; Развитие эмоционально-положительного отношения к животным; Воспитание гуманного бережного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, ...
Высшее образование в скандинавских странах. Дания
Дания – страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Все дети в течение 9 лет посещают общеобразовательные школы. В государственных школах имеется также факультативный 10-й класс. В начале 1970-х годов лишь 20% учащихся общеобразовательных школ после сда ...