Новая педагогика » Нарушение письма у младших школьников » Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент

Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент

Страница 2

Помимо письменной речи, исследовано развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, активного словарного запаса, грамматической стороны речи и связной речи.

Исследование фонематического слуха.

При обследовании развития фонематического слуха выявлена способность детей, выделять звук из ряда других звуков, из слоговых рядов, в словах и различать сходные звуки с помощью следующих заданий:

1. Повторение за логопедом серий слогов.

2. Выделение звука в слове.

3. Определение количества слогов в слове, произнесённом логопедом.

4. Называние картинки, скажи, чем отличаются. Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования фонематического слуха у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в анализе услышанного и его воспроизведении, это говорит о том, что у детей наблюдается поверхностное речевое внимание.

Исследование состояния звукового анализа и синтеза слов.

При обследовании состояния звукового анализа и синтеза слов использовались следующие задания:

1. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

2. Выделение первого, последнего гласного (согласного) звука в слове.

3. Последовательное выделение каждого звука в слове.

4. Называние слов, в которых 3,4, 5 звуков. (5 слов).

Максимальное число баллов за серию — 30.

Анализ результатов данных заданий показал, что:

1) Трудности в выделении последовательно каждого звука в слове;

2) Затруднения в нахождении места звука в слове;

3) Преуменьшение количества звуков в слове при подсчёте.

Исследование грамматического строя речи.

При исследовании грамматического строя речи использовались следующие задания:

1. Составление предложений из слов.

2. Образование уменьшительной формы существительного.

3. Добавление предлогов в предложение.

4. Образование прилагательных от существительных.

Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в образовании имён прилагательных от существительных, в образовании уменьшительной формы существительных, добавление предлогов в предложение. Также были затруднения в конструировании предложений.

Исследование активного словарного запаса.

При исследовании активного словарного запаса использовались следующие задания:

1. Подбор синонимов.

2. Подбор антонимов.

3. Умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях.

4. Классификация понятий (предметные картинки).

Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования активного словарного запаса у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднение в подборе определений, синонимов и антонимов. Это свидетельствует о бедном словарном запасе. В речи детей отсутствуют деепричастия и причастия, многие наречия и предлоги. Дети затрудняются в использовании прилагательных "широкий - узкий", "тонкий - толстый", "длинный - короткий". Они заменяют их обозначениями "большой" или "маленький". Затрудняются в объяснение переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях.

Исследование связной речи.

При исследовании связной речи использовались следующие задания:

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 4 - 5 картинок.

2. Пересказ прослушанного текста.

Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования связной речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в составлении рассказа по серии сюжетных картинок из 4-5 картинок и при пересказе прослушанного текста.

Рассказы детей отличались небольшим объемом, нарушением связности высказываний, многочисленными повторами. Наиболее часто дети пользуются простым двусоставным нераспространенным предложением

Таким образом, все задания методики объединены в шесть серий с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику составляет 180. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше.

В таблице 2 представлены результаты диагностики учащихся младших классов школы-интерната №22 V вида перед проведением коррекционно-развивающей работы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших дошкольников
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, сп ...

Проблема развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.». Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истор ...

Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru