Обследование высших психических функций.
Следствием недостаточности функционирования мозговых систем может явиться несформированность высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и умений.
Обследование проводилось с помощью сокращённого варианта нейропсихологических методик предложенных Л.С. Цветковой, А.В. Семенович. Методика разрабатывалась на основе представлений о психологической структуре процессов письма. Были использованы следующие тесты:
1. Беседа: оценивается умение ребёнка вступать в контакт, ориентироваться на месте и во времени, эмоциональный фон, организация поведения, общая осведомлённость.
2. Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.
3. Проба на динамический праксис "Кулак - ребро - ладонь"
4. Исследование орального праксиса.
5. Пробы Хеда на пространственную организацию движений.
6. Проба на исследование зрительного гнозиса.
7. Пробы на исследование слухо-речевой памяти.
8. Исследование фонематического слуха.
9. Исследование зрительной памяти.
10. Раскладывание геометрических фигур по инструкции исследование произвольной деятельности, её организации, устойчивости, вербальной памяти, переключения устойчивой деятельности.
11. Проба на исследование пространственных представлений.
12. Проба на восприятие и оценку эмоционального содержания картин, ситуаций - исследуется состояние эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, неадекватность, негативизм, страхи, состояние глубинных структур мозга, лобных и височных областей левого и правого полушария.
В таблице 3 представлены результаты нейропсихологического обследования учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Анализ результатов исследования психической сферы учащихся показал, что у всех обследованных детей отмечается несформированность ряда высших психических функций: эмоционально — волевой сферы, динамической организации движения, слуховой памяти, фонематического слуха, нарушение зрительно - пространственного гнозиса, страдает память.
Таблица 3 Результаты обследования ВПФ учащихся младших классов (экспериментальная группа)
Андрей С. |
Саша М. |
Катя В. |
Люба П. |
Дима Ж. |
Сережа С. | |
Динамический праксис. Проба Н.И. Озерецкого. Тест 2,3. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оральный праксис. Тест 4. |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
+ |
Пространственный праксис. Проба Хеда. Тест 5. |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
_ |
Зрительный гнозис. Тест 6. |
_ |
_ |
_ |
+ |
+ |
_ |
Слухо-речевая память. Тест 7. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Фонематический слух. Тест 8. |
_ |
_ |
+ |
_ |
_ |
_ |
Зрительная память. Тест 9. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Произвольная деятельность. Тест 10. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Пространственный гнозис. Тест 11. |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
+ |
Проба на восприятие и оценку эмоционально-волевой сферы. Тест 12. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Другое по теме:
Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...
Набор приемов организации рефлексивного пространства в анализируемых медиа
– проектах
В общем, построение рефлексии можно проводить по следующей схеме: 1. Разработка сценария рефлексивного интервью 2. Проведение инструктажа для того, кто будет его проводить. 3. Непосредственное проведение рефлексии, не исключено, что первые опыты по ее проведения проводятся совместно – тем, кто разр ...
Наблюдения на экскурсиях
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий-зан ...