Рис.1. Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и вежливости
Для выявления причины отсутствия необходимого объема знаний у детей о вежливости и интереса к их приобретению, мы провели анкетирование родителей открытого вида (Приложение №2), где они отвечали на 15 вопросов. Суть этих вопросов заключалась в том, что родители, отвечая на эти вопросы, тем самым давали понять, какую работу они ведут в семье по формированию вежливости. Анализ результатов анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 20% детей – на среднем уровне сформированности вежливости, 60% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 3, рис.2).
Таблица №3
Анкетирование родителей
Родители |
Методика «Анкетирование родителей» | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Виктория Б. |
+ | ||
Самир Г. |
+ | ||
Ирина Г. |
+ | ||
Родион Г. |
+ | ||
Юрий Д. |
+ | ||
Диана Д. |
+ | ||
Олеся Е. |
+ | ||
Лиля К. |
+ | ||
Данил П. |
+ | ||
Антон А. |
+ |
Рис.2. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей
Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что многие из них уделяют недостаточное внимание формированию вежливости у своих детей (60%), поверхностно относятся к этому нравственному качеству. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали – «Правил нет, но иногда следим за этим», « Не слышала о таких», «Правил нет, но мы стараемся» (50%).
На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие используют традиционные слова вежливости: спасибо, здравствуйте, пожалуйста (70%), и лишь 30 % родителей помимо традиционных слов используют в разговоре такие слова, как: добрый день, будь любезен, будь добр, прошу прощения, благодарю.
Так же, в ходе Ι констатирующего эксперимента мы использовали анализ педагогических ситуаций (Приложение № 3), при котором детям предлагалось проанализировать 7 проблемных ситуаций. Анализ был направлен на выявление способности к оценке поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости. При подготовке к анализу педагогических ситуаций мы четко сформулировали педагогическую ситуацию и подобрали соответствующие иллюстрации.
Другое по теме:
Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...
Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями
речи
При моторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях не отмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально – волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное ...
Традиции коллектива
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают колл ...