Организуя сюжетно-ролевые игры, мы обращали внимание на предварительную работу. С этой целью с детьми проводились беседы о культуре поведения, проводилось чтение художественных произведений нравственной тематики, а так же художественный фольклор, которые представлены в приложении 4, 5 и 6 .
В процессе проведения сюжетно-ролевых игр дети постепенно обучались применять полученные знания об этике поведения, нравственных нормах поведения в практической деятельности. Так, например, в процессе проведения сюжетно-ролевой игры «почта», дошкольники закрепляли правила вежливого приветствия и прощания, культуры общения в общественных местах.
Хочется отметить тот факт, что первоначально далеко не всегда и не у всех детей получалось выполнить правило вежливости в играх. На протяжении первых сюжетно-ролевых игр дети проявляли смущение при необходимости проявления вежливости по отношению друг к другу. Для этого нами активно применялись различные виды поощрений детей, положительные примеры и так далее.
Однако постепенно дети более активно и осознано стали следовать правилам вежливости. Полученные в игровой деятельности практические навыки вежливого поведения стали прослеживаться и в свободной деятельности детей. Среди дошкольников стало меньше конфликтных ситуаций, меньше стало проявляться и грубости в общении.
Помимо этого родители детей стали также отмечать изменения в поведении дошкольников, участвующих в исследовании. Многие родители говорили, что дети стали более открытыми в общении, меньше стало проявлений негативизма, каприз, в общении стали активно применяться слова-приветствия и так далее. Помимо этого в общественных местах дети стали отмечать то, вежлив ли человек или нет, и рассказывали родителям о том, как необходимо было бы себя вести, если считать себя вежливым человеком.
С родителями велась отдельная работа: беседы, консультации, семинары по обмену опытом. Беседа с родителями «Игра – дело серьезное», в которой говорилось о всех видах игр дошкольника, прошла очень активно. Из беседы мы выяснили, что о таком виде игр родители и не знали, хотя иногда замечали своих детей “говорящих с игрушками”. Родители очень заинтересовались и задавали много вопросов в ходе беседы.
Почти с первых дней проведения эксперимента родители стали испытывать трудности в организации и руководстве сюжетно-ролевой игрой детей. Поэтому мы предложили родителям познакомиться с методическими рекомендациями по организации и руководству режиссерскими играми детей в условиях семьи.
Разработали несколько вариантов игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, предложили их для просмотра родителям.
Составили примерный перечень литературы для родителей по воспитанию детей в игре, ознакомлению с особенностями режиссерской игры старшего дошкольника.
Также для родителей организовывались уголки, в которых ежедневно отражается жизнь группы (“Что мы делали?”, “Чем занимались?”, “Домашнее задание” и т.д.).
Многие родители испытывали затруднения в том, как начать игру с ребенком. Мы предлагали родителям следующие варианты: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказать детям о том, как сами родители играли в детстве; можно придумать рассказ про героя, который интересен ребенку; предложить задание: “Придумай новую сказку”, “Покажи, что вы делали в детском саду”.
Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими.
Предварительной работой, помогающей накопить у детей понятия и слова культурного этикета до сюжетно – ролевой игры было чтение стихотворения С. Маршака «Урок вежливости», А. Барто «Шла вчера я по Садовой», чтение сказки П. Дудочкина «Без одного слова», рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», обыгрывание сценки «Знакомство» и «Я – интересный человечек», заучивание пословиц и поговорок о вежливости, отгадывание загадок Олеси Емельяновой « Вежливые загадки».
Так же предварительно велась работа с родителями. В своей работе мы использовали папки – передвижки, способствующие формированию вежливости не только в образовательном учреждении, но и дома, также просьбы и поручения.
Другое по теме:
Университеты в Канаде
Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, ...
Колебания скрипичной струны
Теория колебания струны, возбуждаемой действием смычка, довольно сложна, однако основные моменты этой теории были выяснены Гельмгольцем. Поскольку высота тона оказывается соответствующей собственной частоте струны, колебания могут, в известном смысле, считать «свободными», функция смычка заключаетс ...
Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по
другим дисциплинам экономического направления
Цель контрольного процесса на занятиях экономического направления: убедиться, что приобретенные знания и умения по определенным дисциплинам соответствуют предъявляемым требованиям. Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, о ...