На основании проведенной диагностики можно сделать вывод, что у детей с ОНР плохо развита мелкая моторика, тонкие дифференцированные движения, зрительно–моторная координация. Отмечается неточная координация и общая недостаточность движений, дети часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. На основании диагностики уровня развития графомоторных навыков можно сделать вывод, о необходимости ранней диагностики для разработки коррекционной программы по совершенствованию тонких движений рук.
Результаты изучения графомоторных навыков указывают на то, что, у дошкольников с ОНР присутствуют нарушения компонентов графо-моторных навыков. При выполнение методики М.М,Безруких мы наблюдаем: неровные, дрожащие или очень слабые линии, а также отсутствие плавности линий; трудности воспроизведения сложных геометрических фигур, несоразмерность заданному образцу; При выполнении пробы Н.И Озерецкого наблюдается недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных действий; серия выполняется со сбоями, расширением или сужением программы, с ошибками порядка элементов серии. В графической деятельности отмечается нарушение плавности, порядка следования элементов, ошибки по типу уподобления и расподобления, возможны макро- и микрографии. В методике «Домик» мы наблюдаем трудности расположения элементов рисунка в пространстве на листе бумаги, а также наличие вербально-перцептивных ошибок, свидетельствующих о слабости левополушарных функций.
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Письмо представляет собой сложный по психологической природе и психофизиологической структуре процесс, предполагающий выполнение ритмичных тонко координированных движений рукой и направленный на формирование специфических навыков письма (двигательных, графических, орфографических). Совершенно очевидно, что при поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты многие из выше перечисленных компонентов письма, и прежде всего, двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.
Изучаемая тема довольно широко освящена в научной литературе. Данной теме в теоретическом аспекте посвящены работы Гурьянова Е.В. , Комаровой Т.С. , Филипповой С.О. , Городиловой В.Н. и Кудрявцевой М.З. , Гаркуши Ю.Ф.
Проведенное нами экспериментальное исследование направленно на изучение особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР. Для определения уровня развития основных психических процессов, обеспечивающих формирование графомоторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого, Гуткиной Н.Н., Венгера Л.А. При выполнении заданий, велось наблюдение за положением пальцев рук детей, силой нажима, ориентировкой на листе бумаги. Анализ полученных данных показал, что у большинства детей с ОНР слабое развитие пальцевой моторики; недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; отсутствие плавности линий; медленный темп выполнения предложенных заданий. Все это позволяет сделать вывод, о необходимости коррекционно-развивающей работе.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом .), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с логопедическим заключением ОНР он вдвойне сложен. Таким образом, своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Другое по теме:
Методическая разработка занятия по иностранному языку
Многогранная деятельность учителя предполагает составление им сценария урока, опору его деятельности или рабочий план урока, который будет носить субъективный характер. В плане учитель прогнозирует свою деятельность в единстве с деятельностью учащихся, регулируя ее. При этом он творчески подходит к ...
Идея относительности в кинематике
Формирование представления о механическом движении невозможно без введения понятия о системе отсчета. Чтобы описать движение тела, т. е. его перемещение в пространстве относительно каких-то других тел, с этими телами жестко связывают систему координат и часы для отсчета времени. В классической меха ...
Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...