Новая педагогика » Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

По второму разделу к уровню выше среднего отнесены ответы детей более конкретного характера. Однако эти испытуемые тоже выделяют закономерность и стремятся выразить свое отношение к живой природе. Ответы детей среднего уровня знаний также дают характеристику животных и растений, но не выделяют закономерность. Испытуемые с низким уровнем знаний часто ошибаются, знания поверхностные, отрывочные.

По третьему разделу к высокому уровню знаний отнесены ответы детей содержательного и глубокого характера. Средний уровень знаний объединил ответы более конкретизированные. Представления детей с низким уровнем знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с ней были разрозненные, отрывочные и скупые.

Результаты показали, что дети 5-6 лет:

1. понимают жизнь растений, их рост и развитие.

2. знают, что растениям нужны свет, вода, тепло, питательная почва, воздух.

3. могут установить, что экологически значимым фактором для комнатных растений является почва, в которой они растут, почвенными фактами являются питательные вещества, вода, воздух,

4. знают, что избыточный полив ведет к их загниванию.

5. знакомясь с многообразием животного и растительного мира, дошкольники в первую очередь замечают их внешние параметры(характерные черты строения, размер, форму, окраску и прочие признаки).

6. имеют представления о живых существах.

7. имеют представления о различных взаимосвязях в природе, однако эти представления отрывочны, не систематизированы.

8. имеются элементарные представления о зависимости жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей.

В результате проведения методики «Добровольные помощники» были получены следующие результаты: 1 уровень (низкий) – 1 человек, что составляет 7%; 2 уровень (средний) - 4 человека, 34%; 3 уровень (выше среднего) – 4 человека, 34%; 4 уровень (высокий) -3 человека, 25%.

Диаграмма 2.

Диаграмма 2

На первом этапе дети не реагировали на говорящего, или продолжали заниматься своими делами. Лишь 4 человека из 12 подошли к говорящему и активно включились в деятельность: начали поливать, рыхлить.

На втором этапе делалось тоже самое приглашение помочь в уборке уголка природы. Наблюдалась общая картина поведения детей, замечали поведения и высказывания отдельных детей, включали в работу всех желающих. При этом выявляли навыки в уходе за растениями, животными. Начал появляться познавательный интерес при помощи взрослого, доброжелательное отношение к растениям, животным. Во вторую половину дня некоторые дети отражали свои впечатления в изодеятельности, в играх.

На третьем этапе мы обращались конкретным ребятам, которые остались совсем равнодушными к делам взрослого и обитателям уголка природы. Но при этом оставляли за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому. Опять наблюдали поведения их реакцию на приглашение оказать помощь. На данном этапе проявили интерес даже те, которые равнодушно относились к природе.

Все три этапа взрослый не обучал детей навыкам труда, не упрекал – только фиксировал по реакциям их отношения к данному событию и практические умения детей.

Результаты показали, что дети 5-6 лет:

1. охотно включаются в деятельность, эмоционально реагируют на поведение животных при кормлении, уборке.

2. не проявляют агрессивных действий по отношению к живым существам.

3. получают удовлетворения, положительные эмоции после уборки уголка природы.

4. радуются, что не зря трудились.

5. рисуют объекты и события природы.

6. используют в самостоятельных играх сюжеты природоведческого характера.

В результате проведения методики «Мое любимое животное» были получены следующие результаты:

Высокий уровень составляет 42 % - 5 человек. Данные рисунки характеризуются использование широкой цветовой гаммы, строение изображаемого животного передано достоверно, эмоциональный настрой рисунка положительный.

Средний уровень составляет 34% - 4 человека. Данные рисунки характеризуются использованием от двух до четырех цветов, в строении изображаемого животного иногда отсутствуют некоторые части тела, эмоциональный настрой рисунка положительный или нейтральный.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения
Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизир ...

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставиться задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru