Анализ разработанной А.М.Кушниром технологии начального образования позволяет установить основные психолого-педагогические положения, лежащие в основе этой технологии:
1. Ученические классы комплектуются по гетерогенному принципу, как по уровню предварительной подготовленности детей к школьному обучению, так и по уровню общего психического и умственного развития.
2. Процесс образования строится так, чтобы каждый ребёнок мог комфортно принимать активное участие в этом процессе, независимо от своих личностных особенностей и природных задатков.
3. Содержание образования и процесс его осуществления направлены, в первую очередь, на овладение детьми нравственными ценностями и формирования у них гуманной, нравственной позиции в познании и осмыслении окружающего мира. Образование и личностное влияние взрослых направлено на привитие каждому ребёнку иммунитета ко злу в окружающем его мире, стремления к добру.
4. Процесс образования строится так, что осознаваемой детьми целью их учения и другой деятельности является значимая и понятная им цель, в соответствии с их природными и развивающимися потребностями. Тем самым процесс образования строится на доминировании внутренней мотивации деятельности учащихся. Внешние мотивы оценки, престижа, благополучия используются лишь как вспомогательные.
5. Овладение детьми основными учебными навыками чтения, письма и др. происходит в процессе интересной и понятной для детей деятельности. Поскольку овладение этими навыками происходит главным образом через подсознание, это обеспечивает возникновение у каждого ребёнка явления гипермнезии (сверхзапоминания).
6. Овладение умениями и навыками, их совершенствование происходит в процессе личностного детского творчества – литературного, художественного. Тем самым достигается не только учебная цель – овладение и совершенствование основных учебных навыков, но и эстетическое развитие детей.
7. Многие уроки происходят в сопровождении тихой классической музыки, что создаёт у детей ощущение физиологического комфорта, релактации нервной системы, служит эмоциональным фоном для углубленной самостоятельной творческой деятельности детей.
8. Используется принципиально иная, нежели в других системах обучения, психофизиологическая модель чтения. В развитой форме это чтение образами, а не чтение слогами.
Следует иметь в виду, что в настоящее время не только в нашей психологии, но и в зарубежной идёт острая полемика по многим исходным положениям, на основе которых следует строить процесс образования.
Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемные ситуации дифференцируются А.М.Матюшкиным по критериям:
- структуры действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы;
- уровня развития этих действий у человека, решающего проблему;
- трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей.
Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Этот процесс развёртывается по аналогии с 3 фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, её решение и конечное умозаключение. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Другое по теме:
Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в
современной психолого-педагогической литературе
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не ...
Типология тестовых заданий для пропедевтического курса информатики и ИКТ
При составлении тестовых заданий существуют некоторые общие правила, на которые можно опираться во время работы. Различными авторами предлагаются различные классификации видов тестовых заданий. Рассмотрим наиболее употребительные из них в практике тестирования. Предварительно можно выделить четыре ...
Классификация дисграфий и их характеристика
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. Современное психологическое и психолингвистическое изучение п ...