- проверку того, знает ли учащийся материал, содержащийся в данной рамке;
- в случае отрицательного ответа отсылку учащегося к координирующим и соответственно обосновывающим ответ рамкам;
- закрепление основной информации с помощью рациональных упражнений;
- увеличение усилий учащегося и одновременную ликвидацию механического обучения через многократное повторение информации;
- формирование требуемой мотивации учащегося.
Разветвлённая программа полнее, чем линейная, учитывает особенности научения человека. Смешанное программирование и другие его формы в целом близки к рассмотренным выше.
Программированное обучение в конце 60-х годов и начале 70-х годов получило новое развитие в работах Л.Н.Ланды, который предложил алгоритмизировать этот процесс.
Алгоритм, по Л.Н.Ланде, есть правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми. Алгоритм – это система указаний об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить. Алгоритмический процесс – это система действий с объектом, он «есть не что иное, как последовательное и упорядоченное выделение в том или ином объекте определённых его элементов». Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представления этого процесса.
В современном образовании разработан ряд концепций личностно ориентированного образования, предполагающих различные технологии, в каждой из которых «оригинально сочетаются социально-педагогический, предметно-дидактический и психологический аспекты».
Логично задать вопрос: всякое ли обучение может быть интегрированным? Думается, что да.
Интеграция в обучении – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Различают 3 уровня интеграции содержания учебного материала.
- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов 2 и боле дисциплин;
- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход от разносторонних фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная,- она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счёте, ведётся к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более ёмким и направлено на формирование способности мыслить информационно ёмкими категориями.
В начальной школе содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания и их элементы «сцепляются» между собой различным образом.
Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимости. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Внутрипредметная интеграция может быть представлена вертикальным и горизонтальным интегрированием.
Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведёт к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Другое по теме:
Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, сред ...
Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста
Развитие наблюдения и наблюдательности у детей, в дошкольной педагогике, считается одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие ра ...
Влияние подвижных игр при основных отклонениях в состоянии
здоровья младших школьников
Одним из важных вопросов улучшения физической подготовленности младших школьников является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. По мнению специалистов, особенно в начальной ш ...