Учащимся была предложена анкета с целью выявления интереса к учению.
Анкета:
1. Что интересно тебе в школе?
2. Какой твой любимый предмет? Почему?
3. Ты любишь выполнять домашнее задание?
4. Кто помогает выполнять тебе домашнее задание?
5. Кем ты хочешь стать?
Обработка данных:
1. Играть – 57%, учиться – 43%.
2. Математика (решать примеры) – 57%, физическая культура (кататься на лыжах) – 14%, ИЗО – 14%, русский язык – 14%.
3. Да – 100%, нет – 0%.
4. Папа, мама – 86%, никто – 14%.
5. Трактористом – 14%, ветеринаром – 14%, учителем – 14%, скотником – 14%, художником -14%, врачом 14%, строителем – 14%.
Каждый учитель имеет право на выбор соответствующей технологии обучения. В Успенской школе учителя начальных классов практикуют технологию Лысенковой С.Н.
Лысенкова Софья Николаевна – учитель начальных классов средней школы №587 г.Москвы, народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
Целевые ориентации: усвоение знаний, умений и навыков, ориентир на стандарты; успешное обучение всех.
Концептуальные положения:
- личностный подход педагогики сотрудничества;
- успех – главное условие развития детей в обучении;
- комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребёнок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться;
- предупреждение ошибок, а не работа над ними;
- последовательность, системность содержания учебного материала;
- дифференциация, доступность заданий для каждого;
- к полной самостоятельности – постепенно;
- через знающего ученика учить незнающего.
Особенности содержания.
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближённой к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная тема даётся на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут)
Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики.
Получается, что все дети понемногу учат друг друга
Таким образом, усвоение материала происходит в 3 этапа:
1. Предварительное введение первых порций будущих знаний.
2. Уточнение новых понятий, их обобщение, применение.
3. Развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива; ею оканчивается и начинается каждый учебный год.
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Особенности методики.
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление.
Методический приём «комментируемое управление» представляет по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом.
Метод комментирования был в 60-х годах широко распространённый как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование трёх действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментируемого управления:
- средний и слабый тянутся за сильным учеником;
- развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельностью мышления;
- ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой – это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакат. Только тогда они помогут учителю лучше, а детям легче учиться. Первоклассники – вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы – это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.
Другое по теме:
Цели, задачи, методы,
база исследования и организация практической работы по изучению мотивации
старших дошкольников
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотив ...
Содержание, организация процесса работы с одаренной молодежью
Концепция включает разъяснение сущности ключевых понятий: «одаренность», «интеллектуальные способности», «интеллектуальное воспитание», разработку модели работы с одаренной молодежью в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, критерии отбора, технологию организации психолого-педа ...
Сущность нарушения при детском церебральном параличе
ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями само ...