Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами.
Нами было проведен эксперимент, позволяющий выделить особенности развития сенсорно – перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. С этой целью мы использовали такой метод как наблюдение, констатирующий и обучающий эксперимент. При проведении исследования использовались модернизированные методики, предложенные А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, Г.А. Урунтаевой и С.Д. Забрамной.
В исследовании участвовали 6 детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в возрасте 8-10 лет (УО «Антопольская государственная вспомогательная школа – интернат»). Для сравнения результатов в эксперименте участвовали 15 детей с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 5—6 лет (ГДУ «Антопольский ясли-сад»), а также 10 детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в возрасте 7—8 лет (УО «Антопольская государственная вспомогательная школа – интернат»).
Особенности сенсорно-перцептивного развития целесообразно изучать в два этапа. На первом этапе
проводится наблюдение за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов (проводит воспитатель), с целью изучения двигательной сферы и процессов восприятия, а на втором - индивидуальный психолого-педагогический эксперимент (проводит учитель-дефектолог, педагог-психолог), направленный на изучение особенностей восприятия и использования изобразительных инструментов и материалов.
Основными задачами наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов являются:
✓ изучение состояния потребностно-мотивационной стороны совершаемых детьми сенсорно-перцептивных действий;
✓ выявление состояния операционально-технической стороны реальных и бытовых действий.
В ходе наблюдении за режимными моментами изучаются:
· наличие продуктивного контакта с детьми;
· способность к включению в целенаправленную деятельность;
· выполнение элементарных действий по подражанию, жестовой или словесной инструкции;
· уровень развития действий, направленных на обследование предметов в процессе занятий, игр, приема пищи, одевания, умывания;
· учет внешних признаков предметов, включенных в деятельность;
· выявление моментов речевого и невербального общения детей друг с другом и со взрослыми.
Наблюдение за свободной деятельностью детей проводится в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Задачи наблюдения: выявление наличия самостоятельной деятельности детей и выявление уровня развития действий с игрушками.
Наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволяет определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью на втором этапе
Другое по теме:
Задачи педагога в образовательной деятельности
Все преподаватели средних учебных заведений решают одновременно три главные задачи: обеспечить эффективное усвоение большого объема знаний; сформировать основы целостного системного мышления; способствовать умственному развитию учеников. Психолого-педагогические исследование свидетельствуют о том, ...
Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России
и Германии
Начало царствования Александра 2 связано с подготовкой и проведением целого ряда реформ: крестьянской, судебной, военной и школьной. После отмены крепостного права в народе зарождается потребность в образовании. В этот период особо остро встаёт вопрос о среднем образовании: приоритетах классическог ...
Организация коррекционно-логопедических
мероприятий
Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края. Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37. Заведующая: Цыганова Валентина Ва ...