Третья серия
Задания, направленные на изучение восприятия формы предметов
Задание 1
(Задание представляет собой адаптированный вариант рамок и вкладышей М. Монтессори, широко используемый в практике работы коррекционно-образовательных дошкольных учреждений (Е.А. Стребелева, А.А. Катаева)).
Цель: выявление способности воспринимать форму предметов и знание их названий.
Материал для исследования: картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов: мяч, пирамидка, машины, мишка, вырезанные по контуру и наклеенные на плотный картон; картонные рамки с прорезями, соответствующими по форме картинкам.
Ход исследования. Перед ребенком раскладывают рамки и показывают поочередно картинки, предлагая найти соответствующую рамку.
Инструкции: «Положи картинку на свое место». Далее выясняют, знает ли ребенок названия предметов, изображенных на картинках, может ли самостоятельно назвать их: «Покажи мяч .» Поочередно показывают на картинки, спрашивая: «Что это?»
Задание 2
Цель: изучение осведомленности о сенсорных эталонах формы.
Материал для исследования: рамки и вкладки М. Монтессори. Использовались пять основных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Целесообразно использовать рамки и вкладки выполненные из дерева натурального цвета.
Ход исследования. Перед ребенком сначала раскладывают две рамки (с круглым и квадратным отверстием), а затем - три оставшиеся.
Инструкции: «Закрой окошко» (допускается повторение инструкции). В случае затруднения экспериментатор показывает способ выполнения задания, дополняя его указательным жестом, и предлагает: «Сделай так же». Далее перед ребенком раскладывают все геометрические фигуры и выявляют знание названий и умение самостоятельно называть их: «Покажи круг, квадрат и т. д. Назови, что это?» Экспериментатор поочередно показывает на фигуры.
Задание 3
Цель: выявление сформированности представлений о геометрических телах.
Материал для исследования: деревянные шар и четырехугольная призма (кирпичик из детского конструктора), соотносимые по размеру и одинаковые по цвету, деревянный желобок на подставке.
Ход исследования. Перед ребенком устанавливают желобок, небольшую картонную коробку с шариком и кирпичиком.
Инструкции: «Прокати шарик». (Допускается повторное предъявление инструкции.) В случае затруднения взрослый показывает способ выполнения и предлагает: «Сделай так же», сопровождая высказывание указательным жестом. Далее устанавливают знание названий геометрических тел: «Покажи шарик, кирпичик .» Экспериментатор указывает на кирпичик, а затем на шарик: «Что это?»
Задание 4
Цель: выявление уровня сформированности представлений об объемных телах и умений выполнять элементарную постройку из двух частей.
Материал для исследования: деревянная трехгранная призма и куб из детского конструктора, одинаковые по цвету и соотносимые по размеру. Второй набор у экспериментатора.
Ход исследования. Перед ребенком выкладывают один набор кубиков и предлагают сделать постройку.
Инструкции: «Построй домик». (Допускается повторное предъявление инструкции.) В случае затруднения экспериментатор выполняет это задание, используя второй набор и повторяя инструкцию. При возникновении дальнейших затруднений предлагается выполнить задание по подражанию: взрослый диктует последовательность выполнения задания и показывает образец его выполнения. Далее выясняется знание ребенком названий элементов детского строителя («кубик», «крыша») и умение самостоятельно называть их: «Покажи кубик, крышу». Экспериментатор поочередно показывает на треугольную призму и куб и спрашивает: «Что это?»
Другое по теме:
Развитие изобразительного творчества у детей среднего
дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием
нетрадиционных техник
Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М. , которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества. Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного твор ...
Влияние ИЗО-искусства на развитие творческих способностей
Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие кот ...
Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...