Следующий компонент учебной деятельности – контроль. Под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за функционированием, правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. А.К. Маркова различает три вида контроля:
итоговый – по результату работы;
пошаговый, пооперационный – по ходу работы. Этот способ контроля является более зрелым, т.к. позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до завершения работы;
прогнозирующий, опережающий – до начала работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.
Последним из компонентов учебной деятельности является оценка. Функция оценки заключается в том, чтобы определить, усвоили ли учащиеся заданный способ действия и продвинулись ли на ступеньку выше.
Качества результатов усвоения того или иного материала могут быть представлены как критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Знания – это понятийно-фактическая составляющая учебного материала, к которой относятся конкретные взаимосвязанные факты, закономерности, теоретические обобщения, а также знания о способах действия. Знания можно понимать как учебную информацию, усвоенную на уровне запоминания. Знания предполагают сохранение усвоенного в памяти, чтобы применять их на практике: для решения учебно-тренировочных задач встречающихся в реальной практике, а также для приобретения новых знаний.
Знания тесно связаны с умениями, которые нужны для закрепления знаний и действительного их применения на практике. Под умениями понимаются действия, которые ученик может совершить на основе полученных знаний, это действия, которые ученик может совершить тогда, когда потребуется. Умения в свою очередь в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний и формированию навыка.
Навык – это автоматизированное действие, которое ученик может совершить на основе ранее полученных знаний и отработанных умений. Переход умения в навык характеризуется так, что человеку уже не надо думать о том, как надо совершить действие. Он выполняет его быстро, т. е. автоматизировано, но целенаправленно.
Учебно-познавательная деятельность должна строиться с учетом изменений в психическом развитии младшего школьника. Дадим краткую характеристику наиболее важным из них:
Произвольность психических функций и поведения. Восприятие становится целенаправленным, превращается в наблюдение. Формируется словесно-логическая память.
Формирование внутреннего плана действий. Мышление, будучи в дошкольном возрасте наглядно - образованным, приобретает черты частично абстрактного.
Формируется способность планировать учебную деятельность. Ребенок учится обосновывать справедливость своих высказываний и действий.
Таким образом, учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) учебные мотивы; 2)учебные задачи и действия; 3) действия контроля; 4) действия оценки. Эта деятельность связана, прежде всего, с усвоением младшими школьниками теоретических знаний, т.е. таких в которых раскрываются основные отношения изучаемого материала. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены на усвоение детьми именно данных способов. Важное место в общей структуре учебной деятельности занимают еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникам прослеживать правильное выполнение только что указанных учебных действий, а затем вывить и оценить успешность решения всей учебной задачи. Основным новообразованием младшего школьника является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей – память, восприятие; благодаря чему дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка (33,56).
Другое по теме:
Система комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного
возраста этических представлений
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по формированию этических представлений у дошкольников. 2. Разработать и апробировать систему работы по формированию этических представлений у детей ...
Опытно-педагогическая работа по исследуемой теме на базе 3-х классов МОУ
ТСШ № 2. Анализ результатов эксперимента
База нашего исследования МОУ ТСШ № 2. Для эксперимента были взяты 2 класса: 3-А класс - экспериментальный (классный руководитель Устенко Н.С.), 3-В класс - контрольный (классный руководитель Коваленко А.Э.). Работа проводилась в три этапа: I - констатирующий эксперимент; II - формирующий эксперимен ...
Детский дизайн, его особенности, типы и виды
Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих издели ...