Цель исследования: изучить особенности семейного воспитания семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Планируя исследование, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) определить стиль семейного воспитания семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
2) выявить нарушения в семейном воспитании семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
3) провести обработку результатов диагностики и проанализировать их с помощью методов математической статистики;
4) проанализировать и интерпретировать результаты исследования.
5) разработать рекомендации для родителей.
Этапы:
1. Подготовительный этап: подбор диагностического инструментария, определение базы исследования.
2. Основной этап: осуществление исследования.
3. Заключительный этап: написание выводов и рекомендаций.
База исследования: МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Тотьма».
Выборка представлена 6 семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями. Возраст детей от 3 лет до 10 лет.
Диагностический инструментарий:
1. Опросник «Ваш стиль воспитания»
Цель: определение стиля семейного воспитания.
2. Анкета «Общение в семье»
Цель: рассмотреть особенности общения в семье.
3. Опросник «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдмиллер и В.Юстицкис)
Цель: изучение опыта родителей в воспитании ребенка, выявление ошибок в родительском воспитании. Диагностика нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи.
Для определения стиля воспитания семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мы провели опросник «Ваш стиль воспитания». Для проведения опросника мы взяли экспериментальную группу и контрольную группу.
Экспериментальная группа.
Контрольная группа
Обработав результаты опросника по преобладающей одной из категории ответов (а, б, в) можно сделать следующие выводы. В экспериментальной группе у 50% семей либерально - попустительский стиль воспитания (любят своих детей, но слишком много проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы), у 33% семей авторитарный стиль воспитания (знают всему цену, любят порядок и ждут этого от ребенка, хотят, чтобы в своей жизни он приумножил их достижения и избежал их ошибок, если постепенно не смягчить воспитательных воздействий, авторитет со временем будет утрачен, а ребенок так и не обретет полной самостоятельности и инициативы), у 17% семей демократический стиль воспитания (не просто любят своего ребенка, но и уважают его формирующуюся личность). В контрольной группе у 50% семей авторитарный стиль воспитания, у 50% семей либерально-попустительский стиль воспитания. Если сравнить результаты в экспериментальной и контрольной группе, то получается, что в контрольной группе по результатам мы не выявили демократического стиля воспитания.
С целью изучения взаимоотношений ребенка и родителей, мы провели анкету «Общение в семье». Для этого мы также определили контрольную и экспериментальную (семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями). По результатам анкеты можно сделать следующий вывод, что у 67% семей экспериментальной группы (семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями) отношения родителей с ребенком благоприятные, у 33% семей отношения с детьми можно оценивать как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. В контрольной группе у 100% родителей отношения с ребенком благоприятные.
Другое по теме:
Задачи формирования культуры поведения детей
старшего возраста
«Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.» Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. ...
Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов
Проблема обучению пониманию текста привлекла особое внимание методистов в конце прошлого века. Именно в этот период получила распространение точка зрения, что учить надо не чтению, т.е. декодированию букв и слов, а именно пониманию текста. Эта проблема оказалась в фокусе психолого-педагогических ис ...
Фрагменты о воспитании Демокрита
«Учиться нужно многоумию, а не многознанию». «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся». «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но ран ...