3) несмотря на существующую полную свободу выражения эмоций, терапевтическая беседа развивается в определенных временных рамках, что придает ей структуру, которую ребенок может использовать, делая открытия внутри себя;
4) свобода от любого давления или принуждения.
Основные цели игровой психотерапии :
1) помогает в установлении диагноза;
2) способствует налаживанию контакта между педагогом и ребенком;
3) дает средства для работы с механизмами психологической защиты ребенка, играющими важную роль в развитии эмоциональных и поведенческих расстройств;
4) помогает словесному выражению чувств;
5) дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;
6) расширяет круг интересов ребенка.
Процесс игровой психотерапии, по Захарову , складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объединения детей в группу, рассказов, терапевтической игры, обсуждений:
1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде предметных игр, рассказов об увлечениях.
Методы групповой игротерапии с детьми разрабатывались X. Гиноттом, который считает, что деятельность педагога направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачу игротерапии не входит лечение группы как социальной единицы. X. Гинотт рекомендует применять групповую игротерапию при работе с детьми, страдающими нарушениями поведения, общения.
2. Рассказы сочиняются заранее и по очереди рассказываются в группе.
3. Терапевтическая игра, которая ставит своей целью устранение аффективных препятствий межличностного общения, требует высокой активности детей. В игре последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации.
4. Обсуждение – заключительный этап игровой психотерапии.
С целью улучшения общения ребенка с другими детьми или взрослыми применяется такая форма направленной игротерапии, как игра в сказкотерапии.
Сказкотерапия как метод психотерапевтического воздействия.
Сказкотерапия – один из новых психотерапевтических методов в современной научной практике. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, позитивная терапия притчами и историями Н. Кезешкяна, работы В. Проппа и т.д. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания, коррекции неблагоприятных поведенческих проявлений и эмоциональных нарушений.
Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс улучшения восприятия ребенком внутренней природы и мира вокруг через яркие образы .
Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития его души. Сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания» и возвращения ребенку гармоничного мироощущения.
Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет живую душу художественного восприятия.
Врач-сказкотерапевт А.В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Он подчеркивает, что сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания» и возвращения ребенку гармоничного мироощущения.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева представляет сказкотерапию как:
· лечение (открытие с ребенком внутренних знаний, которые являются психотерапевтическими);
· процесс поиска смысла (расшифровка знаний о мире);
· образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
· объективизацию проблемных ситуаций;
· активизацию ресурсов, потенциала личности;
· образование и воспитание ребенка;
· улучшение внутренней природы, терапию средой, сказочной обстановкой, в которой может раскрыться личностный потенциал.
Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии:
Другое по теме:
Лепка – вид изобразительной деятельности
Лепка в начальных классах специальной коррекционной школы – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластелином. Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий ...
«Очарование» - программа альтернативная
Программа «Очарование» была предложена доктором педагогических наук, заведующей кафедры методик физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов Академии физического воспитания и спорта Ларисой Дмитриевной Глазыриной Программа по физическому воспитанию «Очарование» состоит из 3 направлений ...
Грамматический навык и этапы его формирования
По мнению многих методистов, учебные игры необходимо применять для изучения грамматики. Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, ...