Ведущими идеями сказкотерапии являются:
· осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
· понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
· познание разных стилей мироощущения;
· осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
· внутреннее ощущение силы и гармонии;
· сопереживание ребенка персонажам, в результате которого у ребенка появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Таким образом, путешествуя по сказке, ребята «мудреют», развиваются, познают жизнь, приобретают социальные навыки .
Сказкотерапия тесно связана с игровой терапией и с арттерапией.
Арттерапия как один из психотерапевтических методов.
Термин «арттерапия» ввел А. Хилл в 1938 г. и определил ее как «терапию искусством», метод освобождения посредством художественного (изобразительного) творчества от скрытых переживаний.
В научно-педагогической интерпретации «арттерапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности, как отдельной личности ребенка, так и всего коллектива в целом.
Идеи отечественных специалистов в области арттерапии Е.И. Бурно, Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина, С.В. Шушарджана, А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, О. Платонова, заключаются в том, что арттехнологии являются педагогическим средством, способствующим усилению адаптивных свойств личности ребенка, расширению его коммуникативных возможностей, мобильности.
А также такие отечественные специалисты в области художественной педагогики как Н.И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова и др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки; позволяет детям ощутить внутреннее единство и гармонию посредством «очищения» души, улучшения душевного состояния, пережить собой целесообразность мира и свою значимость в нем.
Психологический механизм катарсиса («очищения») был раскрыт Л.С. Выготским в работе «Психология искусства» [6], в которой он говорит о том, что искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей указывали представители зарубежной специальной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, Э. Сурно. Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитания посредством искусства», получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно. Он известен работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребенка:
· бесформенные и хаотичные каракули, которые, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества;
· схемы;
· пиктограммы;
· собственно-художественные произведения.
Педагогическая арттерапия имеет ярко выраженную социальную направленность на конкретного ребенка, группу детей. Эта направленность носит непосредственный характер – прямое воздействие на объект (взаимодействие с ним); опосредованный – использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды; целенаправленное создание педагогической ситуации в интересах достижения поставленной цели.
С точки зрения психотерапевтической функции, «исцеляющий» эффект достигается благодаря тому, что в процессе артдеятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.
Для детей педагогическая арттерапия – уникальная возможность быть услышанными, получить искреннее внимание и заинтересованное участие педагога.
Цели арттерапии :
1. Дать социально приемлемый выход негативным чувствам.
2. Наладить отношения между педагогом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
Другое по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детского
изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук. Тво ...
Основные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методы обучения художественному труду имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников: характером технических процессов и трудовых операций; развитием политехнического мышления, технических способностей; формированием обобщающих политехнических знаний и умен ...
Активизация учебно-познавательной деятельности на
уроках природоведения
Творчески осмысливая каждый урок познания мира, большинство учителей не только развивают репродуктивную деятельность учащихся, а побуждают их к активному познанию окружающей действительности, учат самостоятельному добыванию знаний. Такие уроки развивают у детей интерес к изучению природы, активизир ...