В курсе средней общеобразовательной школы колебания и волны целесообразно не объединять вместе, а изучать в соответствующих разделах – механические колебания и волны при изучении механики, а электромагнитные – при изучении электродинамики.
Межпредметные связи физики и музыки удобно осуществлять при изучении акустических явлений, т.е. звуковых колебаний и волн. Изучение акустических явлений, т.е. распространения в упругой среде механических колебаний, способствует расширению понятия волны – от волн, непосредственно воспринимаемых визуально, до невидимых. Это в какой-то мере готовит учащихся к восприятию физической сущности электромагнитных волн. Кроме того, при изучении звуковых явлений можно закрепить те знания учащихся о волнах и их характеристиках, которые к тому времени они имеют.
По программе Громова С.В. на изучение звуковых колебаний и волн в восьмом классе выделяется два часа, мы считаем, что этого количества часов недостаточно, т.к. звуковые явления разнообразны и рассмотрение их физической природы требует особого внимания, поэтому предлагается выделить шесть часов, что позволит более детально изучить звуковые явления. Так как запланировано меньшее количество часов, можно использовать внеклассные занятия, или резервные часы.
Использование средств музыки можно считать целесообразным по следующим причинам:
1. Осуществляется эстетическое воспитание, через использование музыкальных фрагментов.
2. Используется принцип наглядности, т.к. ученики не только слышат звук, но и видят источник звука, в частности струну, совершающую колебания. Использование камертона не позволяет продемонстрировать колебание его ветвей, из-за малой амплитуды, а колебания струны заметны человеческому взгляду.
3. Развивается логическое мышление учеников, через принцип причинности. Так, например, при введении понятия звуковых колебаний проводят следующие размышления при ответе на вопрос откуда взялся звук: внешняя сила возбуждает колебания в струне, это демонстрируется, эти колебания распространяются в воздухе и достигают нашего уха, мы слышим звук, следовательно звук – это колебания.
4. Используется принцип новизны. Немногие ученики средних общеобразовательных школ имеют доступ к музыкальным инструментам, поэтому наличие такового на уроке возбуждает непроизвольное внимание, интерес, а также непроизвольную память, основанную на чувственном восприятии, которая сохраняется гораздо дольше произвольной памяти.
Использование музыкальных средств можно осуществлять при помощи учителя музыки, или при помощи учеников, занимающихся в музыкальных школах или кружках, если такие ученики имеются в классе, это позволит разрядить обстановку урока, диалога учителя и ученика. Ещё лучше, когда педагог сам знаком с музыкальными инструментами.
Рассмотрим, какие музыкальные инструменты удобно использовать для осуществления межпредметных связей физики и музыки. Прежде всего, фортепиано, оно имеется в каждой школе, звучит благодаря колебаниям струн, но его использование осложняется следующим: 1) приходится переходить в кабинет музыки, а это потеря времени, смена обстановки, а значит и потеря дисциплины; 2) корпус фортепиано создан так, что наблюдать колебание струн возможно только с одной стороны, а поэтому не всем доступно; 3) на сегодняшний день, в большинстве средних общеобразовательных школ стоят старые инструменты, состояние и звучание которых оставляет желать лучшего. Очень удобно использовать мобильные инструменты, например скрипка, гитара, баян и т.п Эти инструменты можно легко принести в кабинет физики, они обеспечивают необходимую наглядность. Целесообразно использование гитары, это достаточно простой музыкальный инструмент, амплитуда колебаний струн достаточно велика, чтобы её заметить, струны всегда на виду у учеников, характеристики звуковой волны можно произвольно менять без особого труда, что позволяет продемонстрировать зависимость частоты колебаний от длины струны и её массы. Для скрипки также характерны эти качества, но амплитуда колебаний струны меньше, чем у гитары. С баяном более сложная ситуация, т.к. он, как и все духовые инструменты, звучит благодаря колебаниям тонких пластинок, которые укрыты его корпусом и недоступны всеобщему просмотру.
Другое по теме:
Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности
Проектирование как тип деятельности направлено на реализацию человеком своих идеальных схем и образов. Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя канонической культуре. Проектная культура в предельном смысле предполагает с ...
Содержание, организация процесса работы с одаренной молодежью
Концепция включает разъяснение сущности ключевых понятий: «одаренность», «интеллектуальные способности», «интеллектуальное воспитание», разработку модели работы с одаренной молодежью в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, критерии отбора, технологию организации психолого-педа ...
Речевая деятельность в связи с понятием «культура
речи»
Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова – факт пробуждения сознания. Это счастье родителей. Весь дальнейший путь речевого развития ребенка полон загадок: откуда в речи двухлетнего ребенка появляются грамматические формы слов, словосочетания с согласованием и даже г ...