Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Осуществление межпредметных связей физики и музыки при изучении темы «Колебания и волны»

Страница 3

У: Да, но что при этом происходит со струной? (учитель для наглядности дёргает одну струну )

Д: Струна колеблется.

У: Правильно. Но почему мы слышим эти колебания?

Д: Потому что они распространяются в воздухе, и мы их слышим.

У: А если нет воздуха, мы услышим колебания струны?

Д: Да, услышим. Струна всё равно будет колебаться.

У: Давайте проверим вашу гипотезу на эксперименте. Для этого поместим под купол электрический звонок. Вы слышите его звук?

Д: Да, слышим.

У: Теперь мы откачаем воздух из под купола и снова включим звонок. Вы его слышите?

Д: Нет.

У: Я тоже. Но почему?

Д: Не знаем.

У: Давайте это выясним. Итак, мы знаем, что звук распространяется в воздухе, а в безвоздушном пространстве не распространяется. Вспомним, что такое воздух.

Д: Воздух – это смесь газов, которые состоят из молекул.

У: Вернёмся к опыту. Мы возбуждаем колебания струны (снова демонстрируются колебания струны). Колебания струны порождают колебания в воздухе. Согласны?

Д: Да.

У: А почему такое происходит?

Д: Не знаем.

У: Это происходит благодаря силам упругости среды. Колебания струны вызывают смещение молекул воздуха, находящихся вблизи неё. За счёт молекулярных сил, молекулы воздуха отталкиваются друг от друга, смещая соседние молекулы. Таким образом, в воздухе появляются чередующиеся зоны сжатия и разрежения, т.е. возникает продольная волна. Распространяясь в среде, эта волна достигает нашего уха, а точнее барабанной перепонки, которая начинает колебаться, в результате чего мы слышим звук. Теперь вспомним звонок под куполом. Мы откачали воздух из под купола. Почему мы не слышали звонок?

Д: Потому, что под куполом безвоздушное пространство, а значит, нет упругой среды для распространения звука.

У: С учётом этого дадим определение звуку. Звук – это…

Д: …продольная упругая волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения.

У: Итак, мы выяснили, что звук это волна. В нашем эксперименте звук появлялся после возбуждения колебаний струны. Теперь рассмотрим ещё один прибор, он называется камертон. Ударим по ветви камертона. Что происходит?

Д: Мы слышим звук.

У: Ветвь камертона при этом колеблется. Отсюда можно сделать следующий вывод: источником звука является …

Д: любое колеблющееся тело.

У: А какие источники звука вам известны?

Д: Музыкальные инструменты, сигнализация, моторы машин, голос.

У: Совершенно верно. Причём человеческий голос, как источник звука очень интересен: он может быть различным, у женщин нежнее, у мужчин грубее. А почему?

Д: Не знаем.

У: Над этим вопросом подумайте дома.

Подведение итогов.

У: А теперь подведём итоги нашего занятия. Что вы сегодня узнали?

Д: Мы узнали, что звук – это упругая продольная волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения, источником звука является любое колеблющееся тело, а слышим мы звук благодаря барабанным перепонкам.

У: Наше занятие подходит к концу, запишите домашнее задание § 24 и ответьте на вопросы к параграфу.

Вопросы для закрепления материала:

Что такое звук?

Что является источником звука?

Почему мы слышим звуки?

Урок 2. Характеристики звука.

Цель: ученик должен знать характеристики звуковой волны.

Задачи:

образовательная: раскрыть характеристики звуковой волны.

Воспитательная: эстетическое образование через использование музыкального оформления.

Развивающая: развитие логического мышления при построении причинно-следственных цепочек.

План.

1. Организационный момент. (2 мин)

2.Постановка учебной проблемы. (3 мин)

3.Изучение нового материала. (30 мин)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Воспитательные традиции христианских народов
Идеал педагогики — любовь. Вера и благочестие — основание нравственного воспитания детей. Учение Православия поразительно тем, что не содержит в себе никаких воспитательных “методов” или “рецептов”. Оно эти рецепты решительно применяет, причем, в первую очередь — к самому воспитателю. Оно упражняет ...

Исполнительский анализ и методические рекомендации по изучению пьесы Н. Ракова "Вокализ"
Рассмотрим процесс работы над произведением на примере "Вокализа" Ракова. Как уже было сказано выше, необходимо рассказать ученику о композиторе (см. Введение). Далее нужно обратить внимание ученика на название произведения - "Вокализ". В нем часто заложено основное настроение п ...

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru