У: Да, но что при этом происходит со струной? (учитель для наглядности дёргает одну струну )
Д: Струна колеблется.
У: Правильно. Но почему мы слышим эти колебания?
Д: Потому что они распространяются в воздухе, и мы их слышим.
У: А если нет воздуха, мы услышим колебания струны?
Д: Да, услышим. Струна всё равно будет колебаться.
У: Давайте проверим вашу гипотезу на эксперименте. Для этого поместим под купол электрический звонок. Вы слышите его звук?
Д: Да, слышим.
У: Теперь мы откачаем воздух из под купола и снова включим звонок. Вы его слышите?
Д: Нет.
У: Я тоже. Но почему?
Д: Не знаем.
У: Давайте это выясним. Итак, мы знаем, что звук распространяется в воздухе, а в безвоздушном пространстве не распространяется. Вспомним, что такое воздух.
Д: Воздух – это смесь газов, которые состоят из молекул.
У: Вернёмся к опыту. Мы возбуждаем колебания струны (снова демонстрируются колебания струны). Колебания струны порождают колебания в воздухе. Согласны?
Д: Да.
У: А почему такое происходит?
Д: Не знаем.
У: Это происходит благодаря силам упругости среды. Колебания струны вызывают смещение молекул воздуха, находящихся вблизи неё. За счёт молекулярных сил, молекулы воздуха отталкиваются друг от друга, смещая соседние молекулы. Таким образом, в воздухе появляются чередующиеся зоны сжатия и разрежения, т.е. возникает продольная волна. Распространяясь в среде, эта волна достигает нашего уха, а точнее барабанной перепонки, которая начинает колебаться, в результате чего мы слышим звук. Теперь вспомним звонок под куполом. Мы откачали воздух из под купола. Почему мы не слышали звонок?
Д: Потому, что под куполом безвоздушное пространство, а значит, нет упругой среды для распространения звука.
У: С учётом этого дадим определение звуку. Звук – это…
Д: …продольная упругая волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения.
У: Итак, мы выяснили, что звук это волна. В нашем эксперименте звук появлялся после возбуждения колебаний струны. Теперь рассмотрим ещё один прибор, он называется камертон. Ударим по ветви камертона. Что происходит?
Д: Мы слышим звук.
У: Ветвь камертона при этом колеблется. Отсюда можно сделать следующий вывод: источником звука является …
Д: любое колеблющееся тело.
У: А какие источники звука вам известны?
Д: Музыкальные инструменты, сигнализация, моторы машин, голос.
У: Совершенно верно. Причём человеческий голос, как источник звука очень интересен: он может быть различным, у женщин нежнее, у мужчин грубее. А почему?
Д: Не знаем.
У: Над этим вопросом подумайте дома.
Подведение итогов.
У: А теперь подведём итоги нашего занятия. Что вы сегодня узнали?
Д: Мы узнали, что звук – это упругая продольная волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения, источником звука является любое колеблющееся тело, а слышим мы звук благодаря барабанным перепонкам.
У: Наше занятие подходит к концу, запишите домашнее задание § 24 и ответьте на вопросы к параграфу.
Вопросы для закрепления материала:
Что такое звук?
Что является источником звука?
Почему мы слышим звуки?
Урок 2. Характеристики звука.
Цель: ученик должен знать характеристики звуковой волны.
Задачи:
образовательная: раскрыть характеристики звуковой волны.
Воспитательная: эстетическое образование через использование музыкального оформления.
Развивающая: развитие логического мышления при построении причинно-следственных цепочек.
План.
1. Организационный момент. (2 мин)
2.Постановка учебной проблемы. (3 мин)
3.Изучение нового материала. (30 мин)
Другое по теме:
Понятие дидактических принципов обучения и их классификация
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это ...
Общие сведения о деятельности Платона
Древнегреческий философ Платон (428/427 год до н. э. – 348/347 год до н. э.) родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа. Платон считается основателем идеалистического направления в философии, известен тем, что нарисовал утопическую картину идеального рабовладе ...
Функциональный базис графомоторных навыков письма и его
нарушения
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает ...