У: Про расстояние вы, верно, заметили, но в целом ответ не верен. Дело в том, что кроме звуковых волн, существуют электромагнитные волны, которые мы будем изучать позднее. Эти электромагнитные волны и передают звук на радио. К чему я упоминаю об этих волнах, скорость их распространения в воздухе 300000 км/с, что в миллион раз больше скорости звука. Поэтому, человек слушающий радио у себя дома, услышит первые звуки концерта раньше на доли секунды.
Теперь познакомимся ещё с одним понятием. Вернёмся к началу урока, когда я вам играл на музыкальном инструменте. Рассмотрим его подробнее. Итак, это скрипка. В сущности это деревянный корпус, на который натянуты струны. Мы знаем, что звук возбуждается за счёт колебания струн, тогда зачем нужен корпус?
Д: Для красоты, а на что иначе натягивать струны.
У: Давайте разберёмся в этом вопросе. Итак, у нас есть две струны. Одна натянута на скрипке, другая растянута на столе. Возбуждаем колебания в струне, натянутой на столе. Вы слышите её звучание?
Д: Нет.
У: А теперь возбуждаем колебания в струне, натянутой на скрипке. Вы слышите её звук?
Д: Да.
У: Почему же такое происходит?
Д: Не знаем.
У: Давайте разберёмся. Что происходит со звуком.
Д: Громкость увеличивается.
У: А почему?
Д: Потому, что выросла амплитуда колебаний.
У: Совершенно верно. А произошло это потому, что совпали частота колебаний струны и частота колебаний воздуха в междековом пространстве. Такое явление называется резонансом.
Резонанс –это явление резкого увеличения амплитуды колебаний при совпадении частоты внешней вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела. Резонанс очень полезен, при помощи резонанса можно сдвигать с места достаточно массивные тела, не затрачивая большой энергии, что часто используется в промышленности. Но также резонанс может приносить вред. Так, например, 2 марта 1907 года утром в день предстоявшего заседания Государственной думы обвалился потолок в главном зале Таврического дворца. Причина – работа небольшого электровентилятора на чердаке, включённого для проветривания зала перед заседанием Думы. Для защиты колебательных систем от нежелательного резонанса используют демпферы, это устройства, которые колеблются с частотой, неравной частоте колебаний системы. Например, рисунок на колёсах автомобиля являются демпфером, т.к. воздух из-за неровности поверхности колеса колеблется с разной частотой. Но иногда, явление резонанса проявляется и при движении автомобиля по дороге, особенно на мокрой дороге или в гололед, когда частота колебаний воздуха совпадает с частотой колебаний льда, в результате чего машина отрывается от поверхности дороги.
4.Подведение итогов.
У: Итак, что мы сегодня узнали на уроке?
Д: Сегодня на уроке мы узнали, что скорость распространения звука зависит от упругости среды, что скорость распространения звука в воздухе равна 300 м/с, а также познакомились с явлением резонанса.
У: А что такое резонанс?
Д: Резонанс – это явление резкого увеличения амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела.
У: Правильно. Запишите домашнее задание §25 и ответьте на вопросы в конце параграфа. На этом наш урок окончен.
Вопросы для закрепления материала:
Какова скорость звука в воздухе?
Какова скорость звука в вакууме?
От чего зависит скорость звука в среде?
Что такое резонанс?
Урок № 4. Особенности восприятия звуковых волн человеком.
Цель урока: ученик должен знать, какие частоты воспринимает ухо человека.
Задачи.
Образовательная: раскрыть диапазон частот воспринимаемых человеком.
Другое по теме:
Понятие методов обучения и их классификация
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию педагогами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности ...
Особенности системы трудоустройства одаренных студентов
Начала будущего карьерного и личностного роста у одаренных студентов, как правило, закладываются уже на III – IV курсах. Личностный рост есть обретение жизненного пути в целом, а карьера – это профессиональный путь. Одним из средств обеспечения успешности такого роста, обеспечения качества жизни бу ...
Формы и методы деятельности социального педагога в условиях школы
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...