Таким образом, качественная успеваемость в экспериментальном классе составила 75 %, в контрольном классе 62,5 %.
Сравним процент качественной успеваемости до и после формирующего эксперимента (рис.11)
Рисунок 11 – Сравнение качественной успеваемости по двум экспериментам
Можно заметить что, в экспериментальном классе качественная успеваемость выросла на 28,1%, а в контрольном классе только на 3,1%.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования. Уровень мотивации действительно влияет на качество успеваемости, а саму мотивацию можно воспитывать и развивать, путем различных приемов, описанных нами в нашей работе.
Вторичная статистическая обработка результатов эксперимента
Для проверки гипотезы нашего экспериментального исследования мы произведем вычисления с помощью статистического критерия χ2 («хи – квадрат») К. Пирсона.
Использование критерия χ2 даст нам возможность ответить на вопрос: имеются ли существенные положительные изменения в мотивации учения детей в экспериментальном классе после проведения работы по воспитанию мотивации, по сравнению с контрольным классом, в котором данной работы не проводилось.
Улучшение уровня мотивации учения в экспериментальном классе могло произойти либо вследствие случайных факторов, либо под влиянием целенаправленного воздействия на данный коллектив посредством внедрения в процесс обучения и воспитания определенных приемов по формированию мотивации учения.
Если различия в уровне мотивации на начало и конец эксперимента существенно, то Т (набл.) больше Т (крит.) при 5% уровне значимости, и, согласно критерию χ2 , оно не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной деятельности. Это значит, что возможно воспитание и развитие мотивации учения учащихся младших классов.
Критерий χ2 вычисляется по формуле:
χ2 =( ƒ1- ƒ2)2
ƒ1+ ƒ2
где ƒ1, ƒ2 - частоты двух сопоставляемых выборок.
Критическое значение χ2 для уровня значимости 0,05 при трехуровневой оценки равно 5,99.
Результативность проведенного нами эксперимента, выявленная с помощью вычисления критерия χ2 , отражена в табл. .
Экспериментальный класс
Таблица 11
Уровень мотивации |
Кол-во на начало года ƒ1 |
Кол-во на конец года ƒ2 |
ƒ1- ƒ2 |
( ƒ1- ƒ2)2 |
ƒ1+ ƒ2 |
(ƒ1-ƒ2)2 ƒ1+ ƒ2 |
Высокий |
2 |
11 |
-9 |
81 |
23 |
3,521 |
Средний |
12 |
14 |
-2 |
4 |
26 |
0,153 |
Низкий |
18 |
7 |
11 |
121 |
25 |
4,840 |
Σ |
32 |
32 |
Т (крит.) =5,991 |
Т (набл)= 8,514 |
Пример расчетов.
Для первого показателя:
ƒ1- ƒ2 = 2 - 11 = - 9
( ƒ1- ƒ2)2 = - 9 2 = 81
ƒ1+ ƒ2 = 2 + 11 = 23
(ƒ1-ƒ2)2 81 / 23 = 3,521
ƒ1+ ƒ2
Аналогично высчитываются данные по остальным двум показателям.
Из таблицы видно, что после реализации программы по воспитанию мотивации учения в экспериментальном классе Т (набл.) = 8,514 ,то есть больше Т (крит.) = 5,991.
Сравним полученный данные с результатами в контрольном классе
Таблица 12
Уровень мотивации |
Кол-во на начало года ƒ1 |
Кол-во на конец года ƒ2 |
ƒ1- ƒ2 |
( ƒ1- ƒ2)2 |
ƒ1+ ƒ2 |
(ƒ1-ƒ2)2 ƒ1+ ƒ2 |
Высокий |
3 |
6 |
-3 |
9 |
9 |
1,000 |
Средний |
14 |
16 |
-2 |
4 |
30 |
0,133 |
Низкий |
15 |
10 |
5 |
25 |
25 |
1,000 |
Σ |
32 |
32 |
Т (крит.) =5,991 |
Т (набл)= 2,133 |
Другое по теме:
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстни ...
Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации
учения на уровень образованности младших школьников
В результате изучения психолого-педагогической литературы, знакомства с существующим опытом работы по проблеме изучения индивидуальных особенностей мотивации учения у младших школьников была выдвинута Цель исследования: экспериментально изучить влияние мотивации учения на уровень образованности уча ...
Два подхода к преподаванию математики и задача проектирования курса геометрии
Проблемы в самой математической науке неизбежно влекут за собой проблемы в преподавании математики. Пересмотр основ математики сильно отразился на преподовании геометрии, как на основе и историческом начале всей математики. Остро встал вопрос: «Как преподавать математику и в частности геометрию?». ...