2. Этап переживательной деятельности:
поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемой темой, например, подбор архетипного художественного образа из числа известных героев мифов, легенд или сказок; для поиска образа могут использоваться различные приёмы: эмпатия (вхождение в роль, образ), перенос свойств с одного объекта на другой, приём “чудесное оживление” предметов и т.п.;
оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств; путём окраски в мажорную, уравновешенную (гармоничную) или минорную тональность и т.д.; целесообразно использовать образцы — аналоги, связанные по содержанию с художественным отображением различных природных и социальных процессов; первые попытки будут носить упрощённый характер, однако по мере развития творческого воображения педагога и детей вторая базовая способность будет развиваться, усилятся художественность переживания и фиксация изучаемого знания.
3. Этап оценочной деятельности:
чтобы разносторонне оценить изучаемое знание, определяются опорные объекты, например, человек, общество, природа, наука, искусство, мораль или иные, к которым привязываются качественные и количественные оценки;
вид оценки выбирается в зависимости от аспекта изучения объекта, например: человек — влияние на физическую, духовную или социальную культуру; общество — влияние на экологию, социальный или технический прогресс; природа — влияние на растительный или животный мир; затем уточняются шкалы для выбранных оценок, например: полезная или вредная значимость, нулевая, средняя и максимальная значимость и т.п.;
результатами этапа оценивания изучаемого знания служат развитие третьей базовой способности детей и освоение оценочной деятельности, усиление фиксации изучаемого знания и подготовка к изучению таких тем, как экология, самоопределение человека и т.п.
Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, можно выделить следующие этапы этого процесса:
знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);
формирование представления об изучаемом объекте по его признакам;
выведение «формулы» изучаемого объекта;
закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;
определение важности полученного знания;
подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.
Последовательность этапов может варьироваться в зависимости от сюжета занятия.
Всего необходимо провести семь занятий: на ознакомление с частями суток, с днями недели, месяцами, четырьмя сезонами и понятием «год».
На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда . Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам — .»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Другое по теме:
Зарубежная и отечественная дошкольная педагогика о формирования
этических норм поведения у детей дошкольного возраста
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...
Сравнительный анализ гендерных особенностей мотивации преступного поведения
Значение категории мотива в изучении закономерностей поведения, в том числе преступного, безусловно велико. Исследования мотивации преступника позволяют взглянуть на преступление изнутри, не как на статистическую единицу во всем массиве преступности с ее собственными характеристиками и свойствами, ...
Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального
отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет. Исходя из цели исследования определены следующие задачи: 1. Выявить уровень знаний о неживой природе 2. Выявить уровень знаний о ...