Трудно не согласиться с мнением В.А. Адольф, которая считает, что профессиональная компетентность должна стать одной из важнейших характеристик деятельности учителя, интегральным качеством личности, выступающим, с одной стороны, как результат профессионально-педагогической подготовки в вузе, с другой стороны, как важнейшее условие эффективности профессиональной деятельности. Профессионально-педагогическая компетентность представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство теоретической и практической подготовки учителя, базу которой составляет психолого-педагогический информационный фонд личности в сочетании с опытом, гибким владением технологиями образовательного процесса, а также готовность и способность к осуществлению специально направленной образовательной деятельности.
Характеризуя структуру профессионально-педагогической компетентности, большинство исследователей считает, что она включает в себя тесно взаимосвязанную информационную, процессуальную и технологическую составляющие. Информационная составляющая представляет собой блок знаний, касающихся преподаваемого предмета, общепедагогических, психологических, физиологических знаний и т.д. (информационный блок). Процессуальная составляющая включает в себя умения и навыки, необходимые для реализации многофункциональных задач педагогической деятельности (деятельностный блок). Технологическая составляющая предполагает способы организации эффективного образовательного процесса на основе его моделирования и конструирования (технологический блок).
Анализ литературы позволил нам определить игровую компетентность как интегративное качество личности учителя, имеющее сложную структуру и включающее когнитивный, операционально-деятельностный, личностный, эмоционально-ценностный и конативный компоненты. Все выделенные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимодействие указанных компонентов игровой компетентности как единой и целостной системы составляет ее своеобразную архитектонику. Игровая компетентность - это специфическая характеристика личности учителя, свидетельствующая об его способности и готовности эффективно применять игровые технологии. В формировании игровой компетентности будущих учителей особую роль играет когнитивный компонент: совокупность знаний студентов об игре как ведущей деятельности дошкольника, об общих и специфических чертах игровой деятельности, понимание различных теорий происхождения игры, особенностей дидактических игр; наличие собственного опыта участия в деловых и ролевых играх на занятиях по психологическим и педагогическим дисциплинам, а также опыта проектирования и проведения игровых технологий в студенческой группе и школьном классе на производственной практике.
Операционально-деятельностный компонент игровой компетентности включает необходимые умения, навыки, компетенции (диагностическую, прогностическую, коммуникативную, рефлексивную, проектировочную и др.), а также владение алгоритмом организации различных игр.
Эмоционально-ценностный компонент игровой компетентности мы связываем с принятием студентами игровых технологий как личностной и профессиональной ценности. Позитивно воспринимая различные игровые технологии, студенты понимают их значительные потенциальные возможности в личностном развитии ребенка, их влияние на становление мышления, воображения, фантазии детей; осознают их значимость в стимулировании познавательного интереса к предмету, в развитии гуманистических межличностных отношений в группе. Эмоционально-ценностный компонент связан с наличием у будущих учителей личных предпочтений, с их избирательным отношением к различным играм. Вместе с тем, студенты понимают, предвидят и стараются нейтрализовать возможные негативные последствия используемых игровых технологий.
Другое по теме:
Учебно-педагогическая игра на уроке
Сознательность в изучении грамматики немыслима без живого интереса к языку, к его неисчерпаемому богатству, могучей действенной силе и выразительности. Умелое использование материалов по занимательной грамматике как на уроках. Так и во время внеклассной работы воспитывает у учащихся любовь к русско ...
Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов
вычислений в 5- 6 классах
Фрагмент урока №1 Класс
: шестой Тема
: «Умножение положительных и отрицательных чисел» Тип урока
: закрепление нового материала Цель фрагмента
: на основе правил сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел без вычислений, путем рассуждений (экономя тем самым время), выполнять задания ...
Игровые приемы в
обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрасте это основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению языка. Понятно, что в младше ...