Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 7

Работу с текстом сказки « Три медведя» следует проводить после того, как дети на уроках внеклассного чтения познакомились с этой сказкой, с различными иллюстрациями к ней. По одной из картинок к сказке дети составляют предложения из деформированного текста и записывают их.

Медведи, гулять, ушли, по лесу.

Пришли, домой, медведи, и, захотели, обедать. Можно сначала составить предложения, а затем к составленным предложениям подобрать соответствующую иллюстрацию.

После этого учитель привлекает внимание к этой части сказки, на которой следует учить детей чтению диалога, вопросительных предложений, различению голоса по громкости.

Учитель выразительно читает текст, дети следят за ним по своим книжкам.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: « Кто хлебал в моей чашке?»

Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко: « Кто хлебал в моей чашке?»

Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом: « Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?»

Чтение отрывка проводится по лицам, но предварительно следует разобрать с детьми, почему о большом медведе сказано, что он заревел страшным голосом, Настасья Петровна зарычала не так громко, а Мишутка запищал тонким голосом. После чтения отрывка по лицам под диктовку дети записывают предложение. Большой медведь заревел страшным голосом.

Процесс письма следует сопровождать послоговым проговариванием.

Обучение детей правильному чтению диалога можно провести на любом тексте сказок Чуковского К. Например:

У меня зазвонил телефон.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого? - Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

Учитель выразительно читает отрывок.

Под руководством учителя дети выясняют, что в тексте показан разговор двух лиц, что один их них ( автор) спрашивает, а второй ( слон) – отвечает. В конце предложений, в которых о чем – то спрашивают, ставится вопросительный знак, в конце предложений, в которых содержится ответ на поставленный вопрос, ставится точка.

Чтение проводиться по лицам или цепочкой, когда последующую реплику читают друг за другом ученики ряда.

Завершается работа над повествовательным и вопросительным предложениями чтением стихотворения поэта А. Прокофьева

Учитель

1-ый ряд ( спрашивает)

2-й ряд ( отвечает)

Как на горке, на горе,

На широком на дворе:

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто на льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух!

Бух!

Захватывает дух!

-На горе?

-На дворе?

-Кто на санках

Кто на лыжах?

Кто повыше?

Кто пониже?

Кто потише?

Кто с разбегу?

Кто на льду?

А кто по снегу?

– Ух?

– Ух!

- Бух!

- На горе?

- На дворе?

-Мы на санках.

Мы на лыжах.

Мы повыше.

Мы пониже.

Мы потише.

Мы с разбегу .

Мы на льду.

Мы по снегу.

– Ух?

– Ух!

- Бух! Бух!

Вначале учитель читает стихотворение, затем при повторном чтении отдельные строки стихотворения читаются двумя детьми с хорошо развитым интонационным слухом, причем один ученик повторяет строку стихотворения с вопросительной интонацией, другой – с повествовательной, в конце всего стихотворения – с восклицательной. После этого чтения проводится по рядам, разумеется, в процессе чтения задания меняются: тот ряд детей, который спрашивал, отвечает, и наоборот. Хорошо, если текст для чтения детей будет дан на доске.

В дальнейшем при анализе различных упражнений дети будут убеждаться в том, что предложения, которые произносятся с чувством радости, восторга, гнева, называются восклицательными.

Прочитайте текст. Назовите сначала повествовательные, затем вопросительные, потом восклицательные предложения. Спешите восклицательные предложения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Аспекты готовности ребенка к началу обучения в школе
Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребенка, определяют структуру психологической готовности; основными ее аспектами являются умственная и личностная готовность. Умственная (или интеллектуальная) готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, пам ...

Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...

Выявление взаимосвязи между уровнем развития общей и мелкой моторики и уровнем речевого развития
Таблица № 1 Речевое развитие детей 3-х летнего возраста Фамилия Зона развития Уровень развития Баллы 1. Дьячков III - норма средний 5,4 2. Грузинцева III - норма средний 5,4 3. Андреевский V-III - зона средний 5,6 4. Курчинова III - норма средний 5,4 5. Логиновский III - норма средний 5,4 6. Мельни ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru